Стиль Бидермейер: квинтессенция пошлости?

Всем нам знакомы атрибуты так называемого «мещанского» интерьера — обилие подделок под известные брэнды, нагромождение разношерстной мебели, мягких подушек, статуэток, вазочек и пуфов, радикальные цветовые и стилевые решения, а точнее полное их отсутствие. Но мало кто знает, что у этой мещанской безвкусицы есть тезка — интерьерный стиль Бидермейер.

В первой трети 19 века в Германии и Австрии, сменяя величественный Ампир, распространяется качественно новый стиль интерьера — так называемый Постампир, его ослабленный и совсем не претенциозный вариант. Главными принципами этого стиля выступают удобство и уют. Впоследствии этот чисто немецкий формат Ампира получил ироничное название «бидермейер» (стиль получил свое название благодаря шутливому псевдониму «Готлиб Бидермейер», популярному среди немецких поэтов, и бывшим синонимом «мещанства»). Бидермейер процветал в германских и австро-венгерских землях до середины века. В остальной Западной и Центральной Европе уже с 1830 года началось полное стилевое безвременье.

Небольшой экскурс в историю. Первая половина 19 века стала для Австрийской империи эпохой глобальных перемен. В этот период была создана система полицейского государства, характерными чертами которой стали наличие цензуры, шпионажа за гражданами страны и т. п. В результате подобного произвола властей общественная жизнь пребывала в состоянии полного кризиса. В Германии также наступил период Реставрации, когда были ликвидированы институты Французской империи, и шло восстановление в правах дворянства и монархии.

И даже объединение раздробленной Германии и Австрии в единый Германский союз существенно не изменило ситуацию, в странах хватало проблем. Бидермейер и был рожден желанием бюргерского общества отмежеваться от общественных проблем и глобальных катаклизмов, ограничиться комфортным и спокойным существованием в своём «уютном мирке». Так, на смену революционному куражу пришел бюргерский послевоенный настрой на отдых и умиротворение в повседневности. Cтиль Бидермейер не произвел переворота в искусстве организации жилого пространства — он явился следствием буржуазной практичности в отборе и сочетании наиболее привлекательных с точки зрения обывателя форм и черт предшествующих стилей.

Жилой интерьер в стиле Бидермейер, несмотря на обилие составляющих, должен производить целостное впечатление. Поэтому хорошо оформлять в этом стиле целые квартиры или этажи. Помещения должны быть просторными и светлыми; в одном из углов допускается одна круглая ниша, оформленная живыми вьющимися растениями. Весьма разнообразная мебель (комоды, шкафы, секретеры, трюмо, столики и столы с раздвижными, откидными или выдвижными столешницами) равномерно располагается по всему пространству комнаты.

Потолки невысокие, оконные проемы глубокие, стены должны быть оклеены простыми белыми обоями, либо белыми с узорами (цветы, полоски) в светлых тонах. Воздушные муслиновые занавески, теплые коричневые тона полов, развешанные на стенах миниатюры, акварели и гравюры — все это внесет в ваш дом настроение уюта и интимности. Квартира, оформленная в стиле Бидермейер, может служить образцом веселого и уютного жилья.

Нет ничего проще, чем приобрести мебель в стиле Бидермейер. Практически все производители мебели до сих пор с успехом используют этот стиль, ибо его девиз — не декоративность, но практичность. Мебель в стиле Бидермейер довольно эклектична, весьма затруднительно выделить какие-то ее определенные отличительные черты. Смешение всех стилей и упрощенное подражательство, как раз и являются общим признаком мебели Бидермейер. Она сочетает в себе элементы различных, уже пройденных стилей, с современными требованиями красоты и комфорта. Вся мебель, представленная современными мебельными производителями под обобщенным названием «ретро» и есть мебель в стиле Бидермейер.

Обстановку в стиле Бидермейер обязательно должны дополнять различные витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо. Выставленные здесь на всеобщее обозрение фарфоровые вазочки, статуэтки, бисерные вышивки и прочие «домашние сокровища» сделают облик вашего дома неповторимым. Эпоху Бидермейера называли еще «эпохой бисера», ведь именно в этот период бисерное шитье становится настоящим искусством. Каждая уважающая себя хозяйка все свое свободное время проводила за рукоделием, украшая свой дом неповторимыми шедеврами.

Отсюда и любовь к маленьким, так называемым «швейным» столикам, то тут то там расположенным по всей квартире, чтобы в любой момент можно было присесть и продолжить работу. Горожанки в то время всегда имели при себе декоративные мешочки со швейными принадлежностями. Отправляясь друг к другу в гости, дамы болтали о том о сем и вышивали бисером, уютно устроившись за одним из небольших полукруглых столов.

Комнатные растения, также одно из непременных украшений жилища в стиле Бидермейер. Большие, сочные растения содержатся в корзинах и вазах, установленных на специальных подставках — жардиньерках. Зелень играет одну из ведущих ролей в оформлении интерьера, ползучие растения высаживаются таким образом, что образуют трельяжи — зеленые изгороди, либо, с помощью внутренних поддерживающих конструкций, им придают шарообразную форму.

Что касается декора на стенах, то это в основном миниатюры, акварели и гравюры. Городской пейзаж был излюбленной темой мастеров Бидермейера. Украсьте свой дом городскими видами, изображениями старинных зданий и улиц, а также сценками из повседневной жизни той эпохи. Мода Бидермейера была весьма живописной, — дамы носили длинные платья с осиной талией и невообразимо широкими рукавами, из-за чего их называли «ветчинообразными» или попросту «бараний окорок». Мужчины же ходили в строгих фраках и цилиндрах, но уже сочетая их с цветными жилетами и светлыми длинными панталонами. Можно также самим изготовить и развесить по стенам так называемые «силуэты», как раз по моде тех лет.

Источник «Аура Дома.ру»



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.