Инертные (или, что то же самое, благородные) газы — гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон — всегда больше интересовали астрономов, нежели химиков. А самый первый из них, гелий, и вовсе был обнаружен вначале в спектре Солнца и лишь потом — на Земле. Теперь геофизики утверждают, что львиная доля атмосферных криптона и ксенона попала к нам из космоса сравнительно недавно и «ископаемая» разновидность этих газов, которую находят в вулканической лаве, совершенно иной природы.
Чтобы восстановить «биографию» криптона и ксенона, геофизики сосредоточились на их изотопном составе. У нынешнего солнечного ветра и у облака газа и пыли, из которого 5 млрд лет назад родилась Солнечная система, этот состав разный. Анализ показал, что под землей. Спрятаны «первичные» благородные газы возрастом в 5 млрд лет, тогда как в атмосфере преобладают «свежие» — родом из солнечного ветра.
Одни с другими практически не смешиваются — получается, что внутренности планеты обмениваются веществом с ее наружным слоем, где все мы живем, невероятно медленно. Отсюда хорошая новость: на глубине, если рассуждать по аналогии, может оказаться что угодно — хоть залежи чистого плутония вперемешку с платиной. И плохая: если уж даже газ с такой неохотой выбирается на поверхность, эти залежи вряд ли дадут о себе знать.