В четверг начался вебинар «Свобода и Ответственность». Тем, кто не смог принять участие в первом дне, предлагаю почитать, послушать, о чем была речь. Тем, кто планирует принять участие в следующих днях, предлагаю начать делать домашнее задание. У желающих и сомневающихся есть время присоединиться.
Итак, вначале о чем речь — что такое свобода и ответственность.
«Свобода и ответственность — это управление своей жизнью, управление обстоятельствами своей жизни, формирование их по своему желанию. Безусловно, это очень приятно — это ощущение, что вам везет постоянно, а судьба бежит навстречу с подарками, разумеется, что жить в ситуации, когда тебе везет и судьба бежит навстречу с подарками гораздо приятнее, чем жить в ситуации с постоянными внешними помехами, когда не везет, куда ни плюнь, везде шипит. Речь идет о том, чтобы управлять, а управлять во имя чего? Да чтобы хорошо было. Если цитировать Фромма, то у него есть слова, что у человека нет выбора жить или не жить, у человека есть выбор жить хорошо или жить плохо. Предлагаю всем жить хорошо :), теперь осталось выяснить, как это сделать оптимальным способом. Этому и посвящен наш вебинар.»
Итак, первая тема первого дня. От чьих мнений возникает зависимость и почему.
«Зависимость. Поскольку мы все зависимы от других людей, то имеет смысл обратить внимание на то, что такое избыточная зависимость, лишняя, которая людям, которые зависимы, не нравится.
Например, человек делится своими проблемами и вы начинаете решать его проблемы в ущерб своим интересам, безусловно, это зависимость.
Человек или группа людей имеют одно мнение, которое расходится с вашим, и не смотря на то, что вы убеждены в своем мнении, либо оно вам дорого, вы либо не озвучиваете свое желание, мнение, чтобы не идти на конфликт, либо озвучиваете, но не отстаиваете, тоже в ущерб своим интересам. Это тоже элементы зависимости.
Если человек предъявляет вам претензии, а вы не хотели бы выполнять его просьбы, но тем не менее идете у него на поводу, вы зависимы.
Вот в тех примерах, которые я привела могут участвовать разные стороны, это могут быть родители и ребенок, два супруга, подчиненный и руководитель, либо группа руководителей, либо линейные коллеги, например в ситуации, когда ваше мнение непопулярно, но для вас оно значимо и на совете директоров к примеру оно остается почему-то невысказанным.
Это основные моменты. Кроме того, что речь идет о зависимости от мнения других людей и это еще согласуется с так называемой эмоциональной зависимостью, когда например меня не устраивают отношения с каким-то человеком, но сам по себе человек для меня очень дорог и я бы не хотела рушить с ним отношения, а хотела бы их перестроить, пересмотреть, построить новые, каким-то образом откорректировать и в ситуации, когда я не корректирую, а продолжаю находиться в отношениях не устраивающих меня, понятно, что оправдывая себя тем, что человек для меня дорог, но если я не совершаю определенных шагов для коррекции отношений, чтобы они были более меня удовлетворяющими, то можно сказать, что я в этой ситуации зависима.»
Запись первой части вебинара
«Посмотрим зависимость на примере родителей и детей. Если ребенок полностью выполняет волю родителей, в ущерб даже своим желаниям, и делает все так, как они ему советуют и говорят, в этом случае мы скажем: «Да, он зависим от родителей».
В случае, если он делает все с точностью до наоборот, старается, следит, чтобы во внешнем выражении было не так, как ему советовали или делали сами родители, это тоже зависимость.
И в том, и в другом случае отправной точкой является поведение родителей. Просто в первом случае, человек следует их указаниям, а во втором навязчиво не следует и в том, в другом случае речь идет о зависимости.
Независимое поведение, это когда человек пользуется своей волей, при этом, это может выглядеть и как согласие, и как несогласие с родителями, но основное это своя собственная воля.
Это что касается независимости. Что такое независимость? Это отсутствие зависимости, но это еще не означает свободы. О том, что же такое свобода, мы будем говорить в следующие дни тренинга.»
Домашнее задание.
I.
- Составьте список референтной группы, но не всей группы, а укажите тех людей, от мнения которых, как вам кажется, вы излишне зависимы.
- Напротив каждого напишите какие-то ситуации избыточной зависимости.
- Проранжируйте список, поставив на первое место самые болезненные для вас и мешающие зависимости и далее по убывающей.
II.
Обратите внимание, какое поведение других людей вызывает желание критиковать. Запишите примеры и ситуации, которые заметите в ближайшие дни.
До встречи!
Если есть вопросы, обязательно пишите.
Вавилина Наталья