Ломать — не строить

В Иерусалиме, по словам арабо-христианского историка Яхьи Антиохийского, началось то, что халиф государства Фатимидов Абу-Али Мансур аль-Хаким назвал священнодействием. Сотни мусульман по приказу аль-Хакима принялись методично уничтожать здание храма Гроба Господня. Начали с постройки над пустой могилой, куда Иисус, как верили, был положен после распятия.

Затем обрушили купол. Закончить дело полностью не удалось, поскольку дорогу «священнодействовавшим» преградили горы щебня, которые они сами же и создали, круша все вокруг.

Как бы то ни было, на месте, где «поклонялись ложному богу» и «оскорбляли Аллаха» долгие годы, до самой смерти неистового халифа, христианам запрещалось молиться на руинах и приближаться к ним.

Надо, впрочем, заметить, что некоторые авторитеты в современной науке отрицают достоверность и хронологию этих событий.

Одни признают сам факт гибели храма, но «высчитывают» иной день ее начала —18 октября 1009-го. Другие вовсе отрицают ее историзм, отмечая, что говорят о ней только христианские авторы… Некоторые историки даже намекают, будто уничтожение церкви Гроба Господня есть надуманный «парафраз», вымышленный «дубликат» к разрушению иудейского Иерусалимского храма Титом в 70 году. Мол, раз у иудеев в религиозной летописи есть такая величественная катастрофа, то чем мы хуже?.. Последнее предположение позволим себе отмести, как достойное академика Фоменко.

В остальном же, конечно, для времен столь давних точная датировка всегда проблематична. Но, во-первых, существуют вполне четкие указания на зиму 1010 года. Главный «свидетель» по делу о разрушении храма—тот же Яхья Антиохийский — ясно пишет о сафаре, то есть втором месяце исламского лунного года, который часто начинается во второй половине нашего января. Кроме того, такое дело, как уничтожение мощного каменного строения, должно было занять не один месяц…

Примерно в то же время, когда аль-Хаким мучился видениями, велевшими ему разрушить храм христиан (так обычно объясняют его поступок), за 5000 километров от него другой государь получил от высших сил другие, более позитивные инструкции. Однажды ночью перед Раджараджей I, владыкой империи Чола (в которую входил весь юг Индостана и север Цейлона), предстал сам Шива верхом на своем ездовом быке Нанди.

— Царь! — сказал Бог. — Ты долго воевал на почтенном острове Ланка. Ты видел сотни огромных и славных святилищ и статуй, которые посвящены Будде Шакьямуни. Разве вера победителя не заслуживает больших почестей? Вернись в свою столицу Танджавур и возведи там храм в честь мою и моих божественных родственников.

Раджараджа так и поступил. Около 1002 года началась и восемь лет спустя закончилась великая стройка. Ныне Брахадишвара — самый крупный храм в Индии и первый в мире, возведенный целиком из гранита. Вимана, главная башня с изображениями тысяч небесных существ, вздымается на 66 метров — неслыханная для Средневековья высота. Шихара — помещение на ее вершине — вырублена из цельной 80-тонной плиты. Из цельной же скальной породы сделан и четырехметровый Нанди у входа в святая святых, где, в свою очередь, верующих ждет четырехметровый махалингам — детородный орган Шивы.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.