Города – порождение человеческого общества – насчитывают уже несколько тысячелетий своего существования. Судьбы городов разнообразны и поучительны: одни давно перестали существовать, другие выросли до гигантских размеров; одни пребывают в забвении, другие стали всемирно известны.
«Что ни город, то норов», — гласит народная пословица. Она как нельзя лучше, точно и сжато характеризует всю многогранность, многоликость и своеобразие городов в целом.
«Окно в Европу», — называл А. С. Пушкин северную столицу России – Петербург.
«Город желтого дьявола», — охарактеризовал А. М. Горький Нью-Йорк.
Каждая из этих характеристик с той или иной точки зрения рисует образ города, его суть, его специфику.
Человек идет по городу. Он, словно песчинка, брошенная в большой поток пешеходов и транспорта. Этот поток шумно несется по улицам, проспектам, площадям, образуя реку городской жизни, реку, «берегами» которой являются тысячи домов от «малышей» до «гигантов». Они словно книги на библиотечной полке: одни изданы давно – достигают почтенного возраста и успели уже несколько запылиться; другие построены совсем недавно и пахнут еще краской; третьи – свидетели глубокой старины, чей возраст наложил отпечаток и на формат, и на шрифт, и на стиль изложения… Город – это сложная искусственная среда, созданная человеком среди естественного природного окружения.
Город – это своеобразная ткань, узоры на которой – знаменитые памятники архитектуры, а связующие нити – рядовая застройка, множество обычных домов. Ежедневно, годами, десятилетиями ходим мы мимо этих зданий, не замечая их своеобразия и выразительности, скрытых подчас за облупившейся штукатуркой, немытыми окнами, рекламой. Однако в каждое из них вложены талант, мысль, труд их авторов. Конечно, не каждый дом – произведение искусства, но и архитектура, как среда, созданная человеком для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей, состоит не только из одних шедевров зодчества.
Десятилетие за десятилетием, век за веком меняется облик городов, обогащаясь новыми зданиями, улицами, площадями, набережными, скверами. Прошедшее остается то устремленным ввысь остроконечным готическим собором, то изящным фасадом эпохи барокко, то триумфальной аркой или колонной, воздвигнутыми во славу былых побед.
Свидетели прошлого – некогда неприступные крепости, монастыри, роскошные дворцы, величественные храмы – все это сегодня памятники труда, мудрости, вдохновения людей. Это сила и мощь человеческого духа, его неограниченные творческие возможности, воплощенные в художественных творениях.