Виды птиц по-разному реагируют на направление и скорость ветра. В Южной Швеции максимум ночной осенней миграции воробьиных постоянно коррелировал с сильными попутными ветрами, благодаря чему птицы летели в два раза быстрее, чем при безветрии.
В целом птицы выбирают для полета высоты с благоприятным направлением и силой ветра. При сильном ветре любого направления, а также при фронтальном ветре, воробьиные пытаются лететь низко над землей или водой, где скорость ветра значительно меньше из-за влияния земной поверхности.
Другие птицы, обладающие стремительным скоростным полетом — голуби, стрижи, кулики — во время перелетов меньше зависят от направления и скорости ветра. Особенно это заметно при полете над направляющими линиями (морское побережье). В то же время при перелетах над экологически неблагоприятными территориями или в условиях отсутствия видимости наземных ориентиров ночью птицы могут лететь и при сильном фронтальном ветре. Явление сноса или дрейфа под воздействием ветра связано с некоторыми особенностями: полеты с благоприятными хвостовыми ветрами с отклонением от курса, который компенсируется сечением водных пространств и неблагоприятных областей, частичная компенсация износа при полете над морем.
Есть несколько сведений о том, что кулики и по сравнению с воробьиными, могут лететь только в сильном хвостовом ветре. Кроме того, только утки, кулики и гуси, скорее всего, могут делать поправки на износ ветром слабой или умеренной силы.
Ряд исследователей сообщает о возможности птиц лететь под углом к ветру, компенсируя износ. Это происходит, когда направление ветра не совпадает с маршрутом полета. Компенсировать износ ветра можно при условии наземных или других ориентиров. Кулики и водоплавающие часто способны компенсировать износ ветром умеренной силы благодаря использованию различных методов ориентации. В то же время многие воробьиные мигрируют ночью, выбирая попутный ветер независимо от его направления.
При дневной миграции преобладает полет с хвостовым ветром. Так летят скворцы, в том числе и при обратной миграции. Зяблики, вьюрки и скворцы почти не реагируют на изменения ветра. Выбор направления перелета дроздов определялся направлением ветра.
Вообще при таких исследованиях большинство противоречий связано с методами наблюдений — противоречие визуальных и радиолокационных методов.
Прогноз весенней миграции белых гусей в районе аэропорта Виннипег (Канада) был основан на данных радиолокатора и визуальных наблюдений, доказывая, что пролет идет преимущественно с хвостовым ветром. Вылет белых гусей из Южного Квебека (Канада) шел двумя волнами при хвостовых ветрах.
В Швеции отлет уток идет преимущественно при хвостовых или очень слабых ветрах и в штиль, но никогда не начинается при сильных фронтальных или боковых ветрах, вызывавших износ более 20 градусов от нормального направления.
Вообще хвостовые ветры облегчают сезонные перелеты птиц, но они же приводят к тому, что молодые птицы сбиваются с пути и залетают иногда за тысячи километров от обычных мест обитания, а взрослые особи способны компенсировать износ их ветром. Ветры могут определять даже места пролета. На северо-западе Флориды (США) ветры северо-восточных румбов способствуют перелету через залив, а северо-западные ветры заставляют птиц лететь круговым путем с полуострова Флорида по берегам залива. На юго-восточном побережье Канады и северо-восточном побережье США на протяжении 500 км осенью собираются миллионы птиц (крапивницы и кулики) и ждут хвостового ветра в направлении океана, чтобы сделать 3-4-суточный непрерывный трансатлантический (3000 км) перелет из Северной Америки в Южную.
Таким образом, направление и сила ветра влияют на высоту, скорость и время массовой миграции птиц и поэтому являются одними из важных факторов погодных условий, которые предопределяют интенсивность миграции.