WEBcommunity

Концепция зрелости и понятие тупика в гештальт-терапии

Понятие тупика в Гештальт-терапии является одним из самых общеизвестных широкой публике наряду с «горячим стулом» и отреагированием путем битья подушек. Однако зачастую оно выхватывается из общего контекста гештальт-теории и сопровождается неясными комментариями типа «тупик – это когда терапевт говорит «побудь с этим» и «через это нужно пройти». Понятие тупика является частью концепции достижения зрелости индивидуумом. Состояние зрелости характеризуется тем, что человек может взять на себя ответственность за свою жизнь и искать поддержку прежде всего не в среде, а в себе, используя свои внутренние ресурсы.

Ф. Перлз писал, что, чтобы достигнуть зрелости, человеку необходимо проработать свои неврозы, общеизвестная его метафора о луковице – слой за слоем снимая шкурку, добраться до истинной сути. Продолжая метафору, фантазируется о том, что чистка луковиц всегда считалась неблагодарным занятием, сопровождающимся неприятными ощущениями и слезами…

Различается пять невротических уровней (тупик является одним из них, а именно, центральным, третьим уровнем).

Первый уровень называется «клише», здесь человек действует неаутентично и стереотипно, имея недостаточный контакт со своими чувствами и ощущениями, плохо зная свои желания и устремления, опираясь большей частью на интроецированную систему ценностей.

Второй уровень называют уровнем игр и манипуляций, а также искусственным уровнем. Перлз называл его также уровнем Зигмунда Фрейда и Эрика Берна. На этом уровне человек в поисках поддержки пытается ее взять у других, но не прямо обращаясь за ней, а путем манипуляций и игр. Кроме того, имея недостаточный уровень осознавания, часто требует поддержки той, которая нужна ему по его мнению, то есть, по сути, следуя своему невротическому процессу, а не действуя из истинной потребности. Например, ребенок, привыкший воспринимать подарки как доказательство любви, требует все новых и новых, но момент счастья и удовлетворения при получении новой игрушки совсем недолог, потому что потребность в любви и принятии не удовлетворяется таким образом.

Третий уровень, центральный – это тупик. Он наступает, когда не найдя поддержки в окружающей среде и не умея использовать свои внутренние ресурсы, человек переживает фрустрацию, беспомощность, отчаяние. Здесь как рядоположное понятие, вспоминается понятие экзистенциальной тревоги, переживание «я один такой маленький в этом большом мире, где все неопределенно». Эти болезненные переживания столь сильны, что часто люди предпочитают не идти столь глубоко, оставаясь на первом и втором уровне, или, прикоснувшись, вернуться назад. В терапии очень важно не дать клиенту соскользнуть, дефлексировать, а важно принести ему свое видение процесса и предоставить выбор: либо жить как он привык и оставаться в своем неврозе, либо же двигаться дальше, при поддержке терапевта идти на риск, признавая актуальное состояние, узнавая что и как с ним происходит, открывать в себе новые ресурсы и возможности.

Следующий невротический уровень – это внутренний взрыв, который также связан с болезненными переживаниями и этот уровень называют также уровнем «смерти», переживая которую, человек как бы умирает, потому что, прожив то, что долгое время было скрыто защитными механизмами, прикоснувшись к своим истинным переживаниям, он уже не будет прежним.

Перлз утверждал, что если пройти четвертый уровень, внутренний взрыв, он выведет на пятый – внешний взрыв, когда выявится истинное «Я» и проявится вовне.

Если возвращаться к понятию тупика, то зрелость, личностный рост, безусловно, определяется умением видеть тупик, знать, что это такое и уметь выходить из него, используя все возможные ресурсы. Мне не видится жестким условие, что опираться надо только на себя, не искать поддержки в среде. Признак зрелости – уметь взять поддержку и извне тоже, но не путем манипуляций и игр, а путем прямого диалога с «источником» поддержки, например, близким человеком. В то же время умение не манипулировать, а выстроить близкие теплые отношения, если это близкий человек или умение четко выразить свою позицию и запросить необходимое от среды, если это неблизкое окружение, также свидетельствует о личностной зрелости.