Золотые правила поведения в конфликте

Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое. В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которыми стоит различие интересов, устремлений, ценностей, имеющих деловую или личностную значимость для каждой из сторон. В обыденном сознании конфликт всегда ассоциируется с разрушением, деструктивностью – для многих это вражда, разрушение отношений, крах иллюзий, боль и разочарование. Однако психологи отмечают, что не верно рассматривать конфликт столь односторонне: только как негативное явление.

Конфликт может явиться источником развития личности, открывая ей путь раскрытия потенциальных возможностей  посредством творческой активности. Главное – научиться правильно разрешать конфликтные ситуации.

Я хочу познакомить Вас с некоторыми правилами, которые могут помочь решить конфликтный вопрос с большей пользой для всех участников и с наименьшими затратами.

Будьте честны хотя бы с собой. Прежде чем «окунуться в омут конфликта с головой» продумайте ответы на следующие вопросы и ответьте честно, в первую очередь себе:

1. Хочу ли я разрешить этот конфликт? 

  • Если «ДА», то будь готов решать проблему. 

  • Если «НЕТ», то подумай для чего тебе нужно участвовать в конфликте? Стоит ли игра свеч?

2. Вижу ли я всю картину или только свой уголок?

  • Если ты достаточно объективно оцениваешь ситуацию – очень хорошо! Можно предложить оппоненту «посмотреть на ситуацию с другой стороны» — с твоей.

  • Если же ты видишь только «свой уголок», то смотри шире. Есть другая реальность, и она имеет право быть.

3. Что я чувствую? Могу ли я:

  • посмотреть на факты;

  • дать остыть эмоциям;

  • поделиться своими чувствами

Или Я чересчур эмоционален и просто не в состоянии сейчас даже говорить на эту тему, а не то, что конструктивно решить проблему?

4. Что я хочу изменить? И хочу ли я что-то менять вообще?
Будь честен перед собой в ответе на этот вопрос. Нападай не на личность, а на проблему. Если дело действительно в проблеме, а не в желании настоять на своем, или стремлении побольнее «уколоть» своего противника.

5. Какие новые возможности открываются передо мной?  Смотри на плюсы, а не на минусы.

6. Каковы нужды и опасения других? Попробуй представить себе, что чувствуют твои оппоненты, чего хотят они, каковы их опасения. Опиши их объективно.

7. Как бы я чувствовал себя в их шкуре? Дай им знать, что ты понимаешь их и хочешь, чтобы поняли и тебя.

8. Предложи сотрудничество сам, если другая сторона еще не сделала этого:

 Давайте поговорим о том:

  • Каким может   быть справедливое решение?
    Справедливым  для обеих сторон решение может быть – просто нужно поговорить об этом, обсудить и найти компромисс. Давайте поговорим об этом!!!

  • Варианты решения.
    Используйте свои «мозги», опыт, фантазию.
    a. Придумайте их как можно больше способов решения (не отметайте ничего, даже самые фантастичные и нереальные на первый взгляд могут оказаться полезными).
    b. Отберите те, которые больше всего подходят всем участникам конфликта.
    c. Обсудите

  • Можем ли мы решить это вместе? Предложите  вести переговоры на равных.

  • Нужен ли нам нейтральный посредник? Поможет ли это нам лучше понять друг друга и принять  решение всех устраивающее или же МЫ в состоянии справиться самостоятельно и посредник только помешает?

  • Мы оба можем выиграть?   Как?   Ищите решения, учитывающие интересы всех участников.

9. Слушайте и услышьте друг друга !!!

10.  Помните о том, что Мы живем в 21 веке и на дворе не первобытно – общинный строй и не дикая природа, когда все решалось с позиции «Прав тот, кто сильнее и у кого больше прав!». Сегодня многие проблемы можно решить цивилизованным путем. Без причинения вреда и травм друг другу. Используйте знания и опыт, живите в мире и согласии!

Литература:

X. КОРНЕЛИУС, Ш. ФЭЙР  Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: АО Стрингер, 1992.

Подготовила Чуманская Алеся



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.