Каковы бы ни были ваши эмпатические способности — их можно улучшить. Потому что эти качества прекрасно развиваются в любом возрасте и зависит их развитие исключительно от вашего желания, времени и потраченных усилий. Лучше всего развитие эмпатии происходит на практике и в комплексе с развитием всего эмоционального интеллекта. Здесь приводятся простейшие упражнения по развитию эмпатических способностей. Они скорее, дают представление о том, в каком ключе нужно действовать. Потому что если вы решите заняться вплотную развитием собственной эмпатии — подход должен быть более серьезным и углубленным. И в первую очередь вам понадобится поддерживать связь с людьми, которые смогут дать адекватную обратную связь в процессе обучения эмпатии. А именно — подтвердить или опровергнуть, правильно ли вы поняли их чувства, или это были только ваши домыслы и проекции.
Итак, примеры упражнений:
1. Подумайте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?». Если вы умеет отдавать себе в этом отчет, у вас есть способность мыслить за других.
2. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях вы иногда действуете одним образом, а иногда — другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет вам понимать причины действий других.
3. Вспомните имя человека, который вам еприятен. Решите, в чем здесь причина.
4. Вспомните случай, когда в беседе ваш собеседник отстаивал, как вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?
5. Были ли случаи, когда вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?
6. Если вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать:
- обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние
- научитесь слушать других людей (попробуйте хотя бы 5 минут кряду только кивать и «угукать» в течение чьего-то монолога, не вставляя ни слова)
- перед тем, как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли вам возразить?
- наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот человек будет одет в следующий раз; часто ли подтверждаются ваши прогнозы?
- когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук — при этом старайтесь не терять нити событий; это поможет вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами
- когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или рагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. В чем разница?
Литература:
1. Ладанов И.Д. «Преобразующее лидерство»