Одна из причин возникновения непонимания и конфликтных ситуаций – элементарное разночтение, когда каждый упорно отстаивает именно свои позиции, а на самом деле все говорят об одном и том же, но «на разных языках». Они вкладывают в одни и те же слова и понятия разный смысл и, наоборот, в разные слова один и тот же смысл.
В легенде о Вавилонской башне можно увидеть историю возникновения такого типа конфликтов среди людей. Когда-то все люди говорили на одном языке. Они достигли достаточно большого уровня развития и возомнили себя всемогущими. Чтобы показать богам свое превосходство, они взялись построить башню до небес.
Тогда боги, чтобы поставить на место и наказать за гордыню, разделили их. Люди стали говорить на разных языках. Они перестали понимать друг друга. Вот здесь все и началось. Они стали ссориться, конфликтовать, воевать друг с другом, и башня развалилась. Такова была кара богов. А отголоски тех событий мы ощущаем и сегодня.
Могло ли все быть иначе? Может, не возгордись строители башни, история человечества могла быть совершенно другой? А сейчас, все ли так безвозвратно и безнадежно, и можно ли что-то изменить, по крайней мере, в своей жизни?
Тема «разных языков» общения достаточно разнообразна и интересна, поэтому будет обязательно рассмотрена в дальнейшем. Кроме того, мы проанализируем причины и следствия этого конфликта и попытаемся восстановить тот древний язык, существовавший, когда все жили дружно, и поэтому были сильны. В любом случае, мы будем учиться видеть многогранность и многоуровневость понятий и соизмерять их смысл и содержание.
А сейчас вернемся к понятию конфликта.
Конфликты пронизывают все сферы нашей жизни. Развитие любой структуры, общества, коллектива, отдельного человека представляет собой сложный процесс, который связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий, проявляющихся в форме конфликтов.
Ориентация до недавнего времени на «бесконфликтное» развитие общества привела к фактическому исключению механизмов работы с конфликтами. Большинство людей искренне рассматривают конфликт как нечто такое, чего нужно любыми путями избегать. Насколько это эффективно? Конфликты все громче заявляют о себе.
Несмотря на то, что сегодня проблематике конфликта уделяется все больше внимания, тема остается открытой, так как отсутствует целостный, системный подход. Более того, само определение конфликта весьма расплывчато и неопределенно, хотя каждый интуитивно понимает, что это такое.
Само слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (английский, немецкий, французский).
«И для чего вообще эта теория,» — спросят некоторые.
«Вы нам конкретные советы, рекомендации, давайте,» — поддержат их другие.
Но ведь я вам предлагаю не одноразовые советы. Помните: «Если вы хотите помочь голодному, не давайте ему рыбу. Дайте ему сети (удочку, инструмент, средства, технологию ловли) и научите его самого ловить рыбу, тогда он никогда не будет голодным». Я предлагаю вам инструмент (извините, для начала очень даже теоретический), но если вы научитесь им пользоваться, вам не понадобятся ничьи советы.
Представьте простую, фантастическую ситуацию:
Мы не знаем, почему в комнате постоянно образуется лужа. Можно находить самые совершенные методы и способы для вытирания лужи (прекрасный источник дохода для людей, зарабатывающих на «супер-тряпках»). Но никакая «супер-тряпка» проблемы не решает: лужа на время исчезает, но упорно появляется опять. Создается только видимость решения проблемы и чувство «глубокого неудовлетворения» от «странного» предчувствия и страха более серьезных проблем, хотя не исключена кратковременная радость на некоторый момент передышки. Мы становимся заложниками лужи и постоянно работаем на нее. (Не от сюда ли представление о полосатости жизни: чередование полоски черной и белой. Лужи нет — белая полоса, лужа опять появилась — черная).
Если же нам удастся найти «источник», причину возникновения этой лужи (например, дырка в трубе), наше поведение будет значительно отличаться от описанного ранее. Мы более объемно и целостно будем видеть проблему и примем необходимые меры, чтобы решить эту задачу «раз и навсегда». Тогда у нас возникнет «чувство глубокого удовлетворения» от проделанной работы. Кроме того, мы осознаем себя хозяевами положения. Но для этого нам нужны кое-какие (пусть элементарные) знания.
Так и с конфликтами. Пока мы боремся с последствиями неразрешенных конфликтов и не понимаем, почему эти несчастья сыплются нам на голову, трудно увидеть связь гармонии с конфликтом.
Кстати, если вернуться к легенде о башне, очевидно, что непонимание и ссоры между людьми являются лишь следствием более серьезных, неразрешенных проблем. Поэтому наши попытки научиться общаться между собой и «жить дружно», при всем нашем старании, оказываются мало эффективными. Мы не выходим на причину, а значит, все наши старания напоминают поиски «супер-тряпки», но не решают проблему кардинально.
Если рассматривать конфликт как следствие дурного воспитания, а разрешение конфликта видеть в научении хорошим манерам — это пройденный и неэффективный путь, он иногда дает временные результаты, но проблемы не решает. Скорее наоборот.
Поэтому прежде, чем бороться с конфликтами или убегать от них, давайте попытаемся понять, что же это такое, какова природа конфликта, в чем причина его возникновения. Только тогда мы сможем понять, что нужно делать.
Сложность заключается в том, что понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. В междисциплинарном обзоре работ по исследованию конфликтов Анцуповым А.Я. и Шипиловым А.И. выделяются 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки. Думаю, что этот список можно существенно расширить. При этом разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием.
Ситуация чем то напоминает классическую: «у семи нянек дитя без присмотра».
Кроме того, к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня вплоть до противостояния Востока и Запада.
Если все суммировать, то многие варианты сводятся к тому, что конфликт — это «столкновение чего-то с чем-то», «предельный случай обострения противоречия».
Возьмем одно из множества определений конфликта из психологии. Конфликт – это возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.
Соперничество, отсутствие взаимопонимания, острые эмоциональные переживания естественно связаны с человеком и его психикой.
Обычно конфликты рассматривают относительно человека и его взаимоотношений либо с окружающим миром, тогда это внешний конфликт; либо с внутренним миром, тогда это внутренний конфликт.
Возникает вопрос: конфликт присущ только человеческой природе?
Харкевич Наталья