Несколько лет назад в наш обиход вошло еще одно из иностранных слов, связанных с процессом приема на работу в крупные компании. Это слово АССЕСМЕНТ. Что это такое, его цели, кто его использует, мы постараемся раскрыть в этой главе, максимально предоставив информацию по проведению ассесмента в нашей стране и в наших компаниях. Если при приеме на работу вам будет предложено пройти ассесмент, не пугайтесь — это одна из процедур отбора персонала. Ассесмент используют далеко не все компании, а только те, которые могут себе это позволить, так как такая процедура требует больших финансовых и временных затрат, но, как удалось установить, очень эффективна. Итак, определение ассесмента.
Ассесмент-центр — технология оценки персонала, используемая во всем мире.
Применение этого способа позволяет оценить сотрудника или кандидата на вакантную должность по ряду параметров:
- выполнение должностных обязанностей
- особенности поведения
- эффективность деятельности
- уровень компетенции
- уровень достижения целей
- личностные особенности
История создания ассесмент–центра
Родоначальником АЦ стала компания AT&T, которая впервые в 50-х годах провела оценку сотрудников в отдельном здании учебного центра, который впоследствии назвали Assessment Center — Центр Оценки. АЦ — это процедура быстрой оценки сотрудников. По сравнению с интервью (10-15%) и психологическими тестами (20%) АЦ обладает наибольшей прогностической валидностью (70-80%). Важнейшее отличие АЦ от остальных процедур — использование кроме психологических тестов и интервью поведенческих упражнений и деловых игр, в которых участники моделируют реальное поведение: решение профессиональных задач, переговоры с клиентом. В международной практике АЦ считается процедурой сложной, дорогой и одновременно — эффективной и достоверной. В России принципы АЦ начали внедряться около 10 лет назад.
Для чего используют ассесмент.
Ассесмент-центр необходим в период активного роста и развития Компании, когда развиваются новые направления деятельности, важно эффективно использовать имеющийся кадровый ресурс – как руководителей, так и специалистов. Скрытые навыки работников являются потенциальным источником дохода для организации. Сотрудник, занимающий должность, не соответствующую его качествам и внутреннему потенциалу, может быть намного полезнее на другой должности, более подходящей к его психологическому складу.
Использование стандартных и нестандартных методов оценки позволяет выявить сотрудников с лидерским потенциалом, проявиться людям, незаметным в повседневной работе, но берущим руководство в свои руки в специфических ситуациях. На основании результатов Ассесмент-центра выявляются не только имеющиеся у сотрудника навыки, но и его скрытые возможности, которые смогут сделать его работу более эффективной и продуктивной в компании.
Результаты Ассесмент-центра помогут решить руководителю, в какой области в дальнейшем проводить обучение сотрудников.
Преимущества ассесмента перед другими видами оценок персонала.
Ассесмент-центр — это процедура быстрой оценки сотрудников. По сравнению с интервью (10-15%) и психологическими тестами (20%) Ассесмент обладает наибольшей прогностической валидностью (70-80%). Важнейшее отличие от остальных процедур — использование кроме психологических тестов и интервью поведенческих упражнений и деловых игр, в которых участники моделируют реальное поведение: решение профессиональных задач, переговоры с клиентом. Кейсы и деловые игры позволяют выявить людей с лидерским потенциалом, проявиться людям, в повседневной работе незаметным, но в неспецифических ситуациях берущим руководство в свои руки или устанавливающим новые стандарты работы для всего коллектива. Использование стандартных и нестандартных для данной работы ситуаций позволяет выявить, как имеющиеся у сотрудника навыки, так и скрытые возможности. Основное достоинство в том, что Ассесмент-центр позволяет получить полную картину личностных и профессиональных качеств. Другой плюс: оценка происходит объективнее, чем при других методах оценки т.к. происходит оценка несколькими людьми: экспертами, участниками. Оценивается наблюдаемое поведение, а не гипотезы о стоящих за ним причинах.
Цели ассесмент – центра
Ассесмент-центр используется при приеме кандидатов на работу, при обучении и развитии персонала, при назначении сотрудников на руководящие должности, для принятия решения о соответствии сотрудника занимаемой должности, для определения возможности выполнять новые функции, при планировании дальнейшего обучения сотрудников внутри компании и определения их потенциала развития.
Когда развиваются новые направления деятельности и необходима информация об эффективном использовании руководящих кадров. Когда необходимо определить причины неэффективной работы сотрудников.
«Настольная книга молодого карьериста»
Светлана Сушинских