В своих письмах многие родители рассказывают, что не понимают, о чем говорить с ребенком, жалуются, что плохо переносят общение с детьми, испытывают скуку. Некоторые чувствуют тревогу, когда дети задают вопросы или просят с ними поговорить. Родители отмечают, что им гораздо интереснее общаться со своими друзьями, чем с детьми.
Действительно, очень интересно, почему так происходит?
В письмах многие родители хорошо описывают свои наблюдения за собой в тот момент, когда они говорят с ребенком. Обычно это сводится к:
— задать ребенку вопросы о еде, уроках, самочувствии, дополнительных занятиях; проверить уроки (выслушать стихотворение, пересказ, правила, решение задач посмотреть и т.п.);
— отвести на дополнительные занятия и там подождать.
Попутно родители думают о своем или говорят о том, что надо им сделать самим сегодня, что купить и т.п.
Бывает, что мама или папа инициируют общение (почитать вслух книгу или покататься на коньках) и при этом чувствуют себя хорошо, есть ощущение удовольствия от выполненного долга. Потом они общаются с взрослыми и получают от этого общения хорошее настроение, радость. Но не получают этого от общения с ребенком.
Некоторые пишут, что, преодолев скуку и все же начав говорить с ребенком о погоде, политике, доме, людях, испытывают искреннее удивление от того, что их ребенок умеет размышлять и имеет свое мнение по этим вопросам.
Так же в письмах мамы и папы высказывают предположения о возможных причинах: может быть, «когда узнаешь, что твой ребенок мыслит, становится трудно давать ему указания без объяснений, диктовать правила, не считаясь с его мнением по этому поводу»; «невозможно тогда закрыть глаза на многие собственные поступки, зная, что сын может задать о них вопрос»; «меня просто трясет и руки опускаются, когда дочь плачет, не соглашается со мной, спрашивает меня о моих личных отношениях (я же не могу говорить с ней, как с подругой)»; «ведь приходится выделять ему время и думать вместе с ним, а не просто оставить в Меге, а самому пока решать мои служебные дела, я просто выхожу из себя».
Таким образом, удалось найти несколько причин — одна из них, то, что трудно признать ребенка отдельным от родителей человеком; другая — сильная тревога, которая повышается, когда дети просят о внимании.
Возможно, полезно так же, как это сделали мамы и папы, написавшие об этом в своих письмах, наблюдать за собой и смело сказать себе, что на самом деле мешает разговаривать со своими детьми. Ведь все мы разговариваем с нашими друзьями, коллегами, мы нуждаемся в разговоре. Точно так же в нем нуждаются наши дети.
Психолог Сизикова