Тревога не имеет возраста, однако ее последствия проявляются соответственно каждому периоду жизни.
Младенцы
Новорожденные не владеют языком и выражают свои психические страдания посредством физических расстройств:
Расстройство сна (плохо спят— постоянно или недостаточно); расстройства питания и пищеварения; легочные болезни; кожные заболевания (экземы).
Механизмы психики младенцев открыты и подвижны. Они несут в себе изначально то, что передается из поколения в поколение в семьях их родителей. Так же родители и младенец ищут себе место в новой семье (мать, отец, младенец) и в больших родительских семьях.
Благодаря беседам о матери и об отце, психоаналитик находит или возвращает новорожденному место на семейном дереве, в истории семьи. Это и есть правда, которую младенец узнает о себе и, благодаря которой, он приобретает вкус к своей собственной жизни.
Дети
Первые проблемы, которые появляются в детском возрасте, связаны с приучением к опрятности и с появлением языка. Затем приходят трудности, связанные с разделением с родителями (детский сад), расстройство характера и поведения, агрессивность, трудности с включением в группу, гиперактивность, расстройство сна. К 5-6 годам частыми становятся страхи и ночные кошмары. Начиная с 6-7 лет поводом для консультации у детского психоаналитика являются проблемы в школе.
Благодаря рисункам, игре и поддержке психоаналитик разбирает страхи детей и исследует отношения с родителями, братьями, сестрами. Проблемы, которые возникают у детей в случаях развода родителей, точно также решаются в ходе психоаналитической работы с семьей.
Подростки
Начиная с пубертата, появляются многочисленные психологические расстройства, которые остаются не замеченными, так как прячутся за следующими знаками:
1-й тип знаков
— телесные жалобы (головная боль, болезни живота, бессонница, потеря аппетита, лишний вес);
2-й тип знаков
— проблемы поведения (раздражительность, возбуждение или, наоборот, апатия, уход в себя, замкнутость, нарушение правил, провокации);
3-й тип знаков
— школьные проблемы (снижение успеваемости, прогулы, нарушение дисциплины).
Для родителей, врачей общей практики, школьных медсестер, социальных работников все перечисленное может быть причиной, чтобы советовать родителям младенца, ребенка, подростка обратиться за помощью к психоаналитику.
Ирина Сизикова, психолог