Воспитание или наследственность?

Всем нам хочется иметь гармоничные, доверительные отношения друг с другом и со своими детьми в первую очередь. Но почему же иногда мы не можем поладить с так называемыми капризами ребенка, которые кажутся нам верхом несуразности, глупости и баловства? Когда терпение кончается, мы кричим: «Ну в кого же тв такой уродился?», имея в виду не очень хорошие качества второго родителя или начинаем себя винить в том, что неправильно воспитали и не привили нужных качеств.

Так в чем же причина? Что больше влияет на характер наших чад — наследственность или наше воспитание (т.е. окружающая среда)?

Скажу сразу, что есть три гипотезы, имеющие под собой достаточно доказательств и приверженцев. Первая утверждает, что всему виной наледственность, и нечего рыпаться — что уродилось, то и вырастет. Вторая, наоборот, говорит о том, что любые качества поддаются изменению и из любого ребенка можно вырастить кого угодно, только нужно знать как. Ну, и тетья, как водится — совмещает в себе первые две, утверждая, что и наследственность и факторы среды могут иметь решающее значение при формировании человеческой личности.

Как вы уже догадались, я больше всего люблю именно третью гипотезу. Потому что невозможно отметать и врожденные качества и влияние социума.

Но тут есть очень интересный момент — если на генетическую предрасположенность мы повлиять не можем, то на окружающую ребенка среду можем влиять непосредственно. Причем, зная наследственную предрасположенность, мо можем не допустить формирования определенных качеств, и наоборот, повлиять на формирование качеств желаемых!

К примеру, если мы видим склонность ребенка к импульсивному вповедению, вспыльчивости, истерикам — то наша задача состоит в создании такой атмосферы, в которой эти качества не будут иметь возможности проявиться. Если мы это сделаем, то можем если не убрать данное качество полностью, то очень сгладить его, свести его проявления к минимуму либо научить ребенка справляться с собой в такие моменты.

Точно также обстоят дела с другими проявлениями характера — застенчивостью, страхами, зависимым поведением, неконтролируемыми вспышками агрессии и т.д.

Самое главное в этом всем — понимать, что поведение ребенка вызвано именно наследственной предрасположенностью, а не так называемым воспитанием (я имею в виду давление со стороны родителей). Потому что если вышеуказанные капризы стали следствием нашего неправильного родительского поведения — то, как говориться, нечего на зеркало пенять, коль рожа крива. Может, это прозвучи жестко и категорично — зато целиком соответствует реальности.

Потому что детки — практически всегда отражение семейного уклада и существующих в нем проблем. Это уже помимо наследственности.

Вот такой запутанный клубок. Из которого опят же следует основная мысль, которую я уже упоминала в предыдудщих выпусках рассылки — начинать воспитание своих детей нужно с понимания себя и своих трудностей. Которые если есть — то отразятся на детях в обязательном порядке. Кстати, именно дети в семье являются индикаторами семейных проблем — начиная работать с ребенком, психолог вынужден вытаскивать на свет божий отношения между членами семьи, в которых чаще всего и коренится проблема ребенка.

Яна Лан



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.