Занятия закончились, а осадок остался

Сын закончил второй класс. В конце первого грамоты и похвальные листы дали всем. В этом году учительница предупредила, что награждать будут не всех и спросила- кто считает себя отличником, достойным грамоты. Мой сын, имея все пятерки и единственную четверку по русскому, а также  удовлетворительное поведение, руку не поднял, и мне дома сказал: «Я же знаю что я не отличник», т.е. был готов что его не наградят.

Однако на последнем утреннике оказывается, что награждают не только отличников, действительно достойных, а и других детей, по критериям, явно «притянутым за уши» как например «успехи  по труду» или » всегда получает тройки по математике, а на последней контрольной постарался». Мой сын был растерян, он понимал, что сейчас награждают тех, кто гораздо хуже учится и поведением тоже не блещет (среди награжденных был мальчик, имя которого просто не сходило с уст  весь год из-за разных инцидентов). 

Я  (конечно после того как детки ушли, причем многие со слезами), возмутилась, сказав, что это неправильно, несправедливо. Если уж на то пошло, в каждом  отпетом троечнике можно найти что-то, достойное похвалы. Или давайте награждать действительно только отличников, как в старые советские времена, или уж тогда найти в каждом ребёнке что-то замечательное. Есть еще масса других детелей (подарки родителей учительнице, пребывание детей в продлёнке, день в которой стоит 1 доллар,а детей остается человек 15, да помножьте на 5 дней недели, да на 4 недели в  месяц, неплохие деньги! Причем ответственность за уровень знаний детей   остающихся в продлёнке и  их «успешность»  ложится на учительницу. Как тут не наградить их?)

Сын мой расстроился, а я и подавно. Хотя сказала, что главное — и он и я знаем на что он способен, какие есть успехи  а где надо еще постараться. Хотя его  настроение звучало так : « я больше стараться не буду и не хочу». Не знаю, может я неправа, но было очень обидно. А еще одна родительница сказала, что у меня комплекс (правда не уточнила какой.) Подскажите, пожалуйста как успокоиться. И спокойно прийти 1 сентября в школу.Хотя я конечно, не собираюсь как-то поднимать этот вопрос,Просто для себя надо знать в чем моя ошибка. Спасибо.

Гузаль Каримова, Ташкент, Узбекистан

Ответ  

Я прекрасно понимаю, что вы чувствуете, и что чувствует ребенок… И вы совершенно правы: награждать действительно необходимо ВСЕХ детей. Потому что в каждом есть что-то такое, за что его можно наградить. А награждение отдельных детей (пусть даже и круглых отличников)  только отбивает желание у остальных деток что-то делать, но никак не стимулирует, чего видимо ожидают школьные учителя.

Но вопрос не в этом. Вы не в силах повлиять на школьную систему и всех учителей, от непрофессионализма которых страдает множество детей… Конечно, этого можно частично избежать, подбирая ребенку не столько хорошую школу, сколько ХОРОШЕГО УЧИТЕЛЯ.

И хорошего не в плане  знания своего предмета, а в плане правильного отношения к ученику, которое воспитывает в ребенке желание учиться самому и проявлять инициативу. Но и этот метод хорош только для начальной школы, потом пойдет череда сменяющих преподавателей, из которых уже не приходится выбирать.

Поэтому, самое главное – научить маленького человека соотносить свои успехи и достижения исключительно со своими желаниями и потребностями! Не с требованиями школы, социума и т.д. А с тем желанием познавать мир, которое так сильно в дошкольном возрасте и почему- то очень быстро начинает угасать в школьные годы.

Но тут есть одна бооольшая сложность. Маленькому ребенку сложно, да и практически невозможно противостоять натиску социального ожидания. И во многом потому, что этот самый натиск исходит в первую очередь от кого? Правильно! От мамы с папой :)

Именно родители формируют в ребенке желание «слушаться». Потому что послушному ребенку достается больше любви и ласки и меньше ругани и нагоняев. И каждый маленький человек начинает приспосабливаться и делать то, что от него ожидают, а не то, что больше хочется. А потом он будет точно также приспосабливаться под требования других, которые заменят требования родителей…

Я не хочу сейчас сказать, что ребенка не нужно вообще ничему учить и отложить в сторону все воспитательные меры. Но давайте подумаем, насколько оправданы иной раз те или иные родительские требования? И кому они больше нужны: ребенку или самим родителям?

Я хочу сказать, чем больше у ребенка самостоятельности в выборе собственного поведения и принятия решений (с самого рождения),  тем более самостоятельным будет ваш ребенок. И как следствие – тем меньше он будет зависеть от оценок окружающих!

Конечно, ему будут приятны положительные оценки (или грамоты, как в данном случае) и будут неприятны отрицательные мнения (все мы живые люди и имеем право расстраиваться).

Но его будет мало интересовать безразличие! Обратите внимание, в данном случае обидело ведь не отрицательное оценивание, а неоценивание вообще! Ребенка не заметили – именно это стало поводом для расстройства. В то время как заметили гораздо худших учеников…

А почему самостоятельного ребенка не тронет безразличие? Да потому что он сам прекрасно знает себе цену и учится не для оценок, не для получения вознаграждения, не для родителей – а потому что ему это нравится, ему это интересно, он просто не может этого не делать!!! Покажите мне ребенка, который так учится в нашей общеобразовательной школе… увы…

Идем дальше. Откуда берутся на свете такие самостоятельные и самодостаточные дети? Их воспитывают самостоятельные и самодостаточные родители… Которых ДЕЙСТВИТЕЛЬНО мало волнует, как оценят их ребенка в школе, что о нем подумают бабушки-соседи-родственники-общество. Потому что  они сами любят своего ребенка без всяких оценок со своей стороны.

Есть даже такое понятие – безоценочная любовь… это когда любишь свое дитя таким, как оно есть, со всеми его гадостями и радостями :) и когда абсолютно, железно уверен, что дитя твое есть самое лучшее и совершенное создание на этом свете :).

Я ни в коем случае не говорю о создании кумира из ребенка и его идеализиции. Поэтому и упомянула про «гадости». Я говорю об уверенности, что лучше вас никто вашего ребенка не знает, поэтому оценки посторонних – полная ерунда, а только вы можете точно сказать, что ваш ребенок – чудо!

Что происходит, когда родители действительно чувствуют такую уверенность по  отношению к ребенку? Ребенок эту уверенность тоже чувствует, и она дает ему силы на время становления его собственной уверенности.

А что происходит, если родители сами не могут противостоять натиску общественного мнения и тех же школьных правил и требований? Они не смогут защитить от них и ребенка, пока тот не накопит силы защищаться самостоятельно… Школа давит на родителей, а те в свою очередь – на своих детей, которые в результате находятся под давлением не только требований школы, но и требований родителей… Грустная картина.

И что делать то?

Во-первых, научиться разделять свои личные требования к ребенку и требования школы.

Во-вторых, пересмотреть свои личные требования – так ли они важны для ребенка?

В-третьих, объяснить ребенку, что далеко не все школьные требования и правила должны выполняться безоговорочно, поскольку большинство из них абсолютно бессмысленны. А многие – просто жестоки.

Есть еще и в–четвертых, и в–пятых…  и в-десятых… Не уместить  в одну консультацию. Давайте продолжим беседу в следующий раз.

А в заключении хочу сделать вывод.

Лучший выход в данном случае – ориентировать ребенка не на соревнование со сверстниками (в котором могут быть награжденные и обойденные), а на соревнование с самим собой.

Сегодня ты умеешь больше, чем вчера! Сегодня у тебя получилось еще лучше! Какой ты молодец сегодня: вчера ты не мог с этим справиться, а сегодня  — получилось!

И обязательно добавьте: «Как же я тобой горжусь!». Посмотрите в глаза своему ребенку при этом. Что вы там видите? Нравится? :)  А что вы при этом чувствуете? Вот это – главное в вашей жизни! А школа и грамоты – это мишура

Яна Лан



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.