Арт-терапия. Определение

Арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины – психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в странах английского языка такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения разных форм клинической практики. Общим для всех них выступало психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

Иногда в русскоязычных публикациях арт-терапию необоснованно смешивают с «психотерапией выразительными искусствами» или «психотерапией искусством» (expressive arts therapies), связывая ее с применением разных форм творческого самовыражения с целью достижения лечебно-коррекционных и развивающих эффектов (Аметова Л. А. 2003; Гришина А. В. 2004; Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. 2001). В то же время, большинство использующих понятие арт-терапии отечественных авторов, следуя принятому в международной литературе его определению, рассматривают арт-терапию как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на применении пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно М. Е. 1989; Каравасарский Б. Д. 2000; Копытин А. И. 1999, 2001, 2002; Никольская И М. 2004; Хайкин Р. Б. 1992).

Поскольку слово «арт-терапия» имеет англоязычное происхождение, для прояснения его содержания целесообразно обращение к тем литературным источникам, которые имеются в странах английского языка. Как следует, например, из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов (BAAT, 1994), «Арт-терапевты сосздают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами – красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства… Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога».

Несколько более развернутое определение арт-терапии содержится в еще одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере»: «Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности» (BAAT, 1989).

В опубликованной Американской арт-терапевтической ассоциацией брошюре «Профессия арт-терапевта» (AATA, 1994) арт-терапия характеризуется как «…форма лечения, при которой устанавливаются отношения между клиентом и психотерапевтом, определяющие изменения в состоянии клиента и достижение терапевтических эффектов. Арт-терапевты работают с разными клиентами, детьми и взрослыми, у которых имеются эмоциональные, физические, психические и психосоциальные расстройства. Используя изобразительные средства в клинических условиях, арт-терапевты стремятся достичь терапевтических целей, определяемых характером имеющихся у клиента расстройств».

Как написано в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации (AATA, 1998), «Арт-терапия — это профессия, связанная с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты».

По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер (Waller D., 1993), арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом (P 3).

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию. В некоторых странах арт-терапия и иные направления психотерапии искусством в начтоящее время признаны не только в качестве самостоятельных психотерапевтических модальностей, но и профессий.

Учитывая нарастание во всем мире интеграционных процессов и активизацию профессиональных контактов развитие арт-терапевтического направления в нашей стране трудно представить без ясного понимания отечественными специалистами основополагающих принципов и содержания арт-терапевтической деятельности, согласующихся с ее общепринятым определением. Некоторыми содержащими подобные определения документами являются информационные материалы Европейского консорциума арт-терапевтического образования (сокращенно ЕКАТО) (ECArTE, 1999, 2002, 2005), объединяющего более трех десятков европейских университетов, развивающих программы подготовки специалистов по разным направлениям психотерапии искусством. В документах ЕКАТО обозначается место арт-терапии в системе других направлений психотерапии искусством. Как заявлено в информационном бюллетене этой организации (ECArTE, 1999), одна из основных задач ее деятельности заключается во внедрении во всех входящих в ЕКАТО странах общих стандартов арт-терапевтического образования и профессиональной практики. При знакомстве с информационными бюллетенями этой организации (ECArTE, 1999, 2005) можно отметить, что, несмотря на определенные различия в понимании арт-терапевтической деятельности в разных странах, обусловленные своеобразием местных культур и традиций, участники ЕКАТО сходятся во мнении относительно ее основного содержания. Так, все они признают, что изобразительная деятельность клиента в арт-терапии происходит в присутствии специалиста (арт-терапевта), который создает для него психологически безопасную среду, помогает ему творчески проявить себя, а также организовать и осознать свой опыт. Важнейшими факторами лечебно-коррекционного воздействия в арт-терапии выступают изобразительная деятельность, психотерапевтические отношения и обратная связь клиента и специалиста (арт-терапевта).

В 2005 г. первое российское государственное учебное заведение, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования было принято в ЕКАТО в статусе действительного члена. Членство в этой организации и сотрудничество с профессиональными организациями и арт-терапевтическими институтами Европы было бы невозможно без принятия согласованных с другими странами-членами ЕКАТО критериев арт-терапевтической деятельности и требований к подготовке специалистов.

На основе обобщения определений арт-терапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, прежде всего, тех, которые отражают высокий уровень профессионализации арт-терапевтической деятельности, автор настоящего исследования предлагает рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, что может иметь большое значение в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе. Вместе с тем, внедрение методов арт-терапии в эти области ее практического применения должно осуществляться на основе ясного понимания того, что составляет основное содержание арт-терапевтической практики и ее цель и задачи и не должно приводить к их искажению и подмене иными, не свойственными ей формами околопрофессиональной деятельности.

Очевидно, что разные виды творческой активности могут приводить к важным психопрофилактическим и развивающим эффектам. Появление инновационных подходов к образованию, например, может и должно опираться на проявление творческого потенциала детей и подростков и использование его здоровьесберегающих факторов. Педагоги и школьные психологи вполне могли бы осваивать такие формы взаимодействия с учащимися в ходе образовательного процесса, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественно-поэтической экспрессии. Это, однако, не должно служить основанием для их перехода в плоскость терапевтической практики.

Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, автор настоящего исследования предлагает им вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иными близкими им по содержанию определениями.

  1. Аметова Л. А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Москва: Московский государственный открытый педагогический университет., 2003б.

  2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

  3. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

  4. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.

  5. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

  6. Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПБ.: Питер, 2001.

  7. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

  8. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 246 с.

  9. Никольская И. М. Арттерапия – терапия изобразительным искусством // Учебник Детская психиатрия (под ред. Э. Г. Эйдемиллера), СПб.: Питер, 2005. С. 993-999.

  10. Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.

  11. American Art Therapy Association (1986) Resource packet for art therapists in schools. Mundelein, Il.

  12. American Art Therapy Association Newsletter (1998), 31, 4.

  13. British Association of Art Therapists. Artists and Art Therapists: A Brief Description of Their Roles Within Hospitals, Clinics, Special Schools and in The Community. London: BAAT, 1989.

  14. British Association of Art Therapists. Information Brochure. London: BAAT, 1994.

  15. European Consortium of Arts Therapies Education (1999) ECArTE: a directory of European training courses. Munster: ECArTE.

  16. European Consortium of Arts Therapies Education (1999) Arts therapies 2000. Munster: Lit Verlag.

  17. European Consortium of Arts Therapies Education (2005) Directory of European training courses. Paris: Rene Descartes Universite.

  18. Waller, D. (1993) Group interactive art therapy. London: Rourledge.

Копытин А. И.

Статья предоставлена: ИНОВИДЕНИЕ — Выставка творчества душевно иных



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.