В статье описывается процесс индивидуальной арт-терапии с использованием компьютера как инструмента для рисования. Участником занятий являлся ученик общеобразовательной школы с нарушениями поведения. Арт-терапии предшествовала двухгодичная работа традиционного сопровождения школьным психологом. Автором описан трехлетний арт-терапевтический процесс и его некоторые результаты.
The article presents the process of individual art therapy with the use of a computer as the painting medium. The participant of art therapy sessions was the public school pupil with behavioral disorder The author describes the art therapy process which lasted for the three years and some of it’s effects.
Введение
Рано или поздно школьный психолог осознает необходимость обогащения репертуара методик работы с учащимися и родителями, поиска новых подходов в работе с ними. В некоторых случаях применение традиционных форм психологического сопровождения учащихся оказывается недостаточно эффективным. Это активизирует деятельность специалиста по отбору адекватного и более эффективного рабочего инструментария. У автора статьи результатом такого отбора стали арт-терапевтические методики для работы в школе с теми учащимися, которые имеют эмоциональные и поведенческие нарушения, приводящие к более или менее выраженным проблемам для их обучения. Серьезным аргументом в пользу выбора таких методик явились появившиеся в последние годы публикации, подтверждающие эффективность применения арт-терапии в школе (Аллан Дж. 1997; Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. 2005; Копытин А. И. 2005; Копытин А. И. и Свистовская 2006; Холт Э. и Кейзер Д. 2004; American Art Therapy Association, 1986; Bloomgarden J. & Schwarts D., 1997; Bush J. & Hite S., 1996; Bush J. 1997; Dunn-Snow P., 1997; Essex, M. Frostig K. & Hertz J., 1996).
Пройдя в 2004-2005 гг. базовый курс арт-терапевтической подготовки, мы начали внедрять приемы арт-терапии в своей работе с учащимися одной из общеобразовательной школ г. Минска.
Компьютер как инструмент арт-терапии
Одним из аспектов нашей работы явилось применение компьютерных графических редакторов. Мы заметили, что для некоторых учеников наиболее предпочтительным инструментом для рисования является компьютер. При этом нами были учтены некоторые идеи и методики его использования для решения задач художественного образования и арт-терапии, предложенные преподавателем киевской детской Академии искусств, арт-педагогом школы №2 им. М. И. Вериковского Володиной-Панченко Н. В. (Володина-Панченко Н. В. 2002, Чуприкова Е. Г., Володина-Пенченко Н. В., Милютина Е. Л. 1995). Нам известны лишь единичные публикации, посвященные использованию компьютера как рабочего инструмента арт-терапии. Как отмечает Ш. МакНифф (McNiff 2004), «появление компьютерных технологий предоставляет большие дополнительные возможности для визуальных искусств. Хотя до настоящего времени «цифровая революция» в наибольшей мере повлияла на коммерческую сферу графического дизайна, независимые художники начинают осваивать новые электронные медиа. Арт-терапевты часто испытывают дефицит изобразительных средств и, проявляя консервативные установки в отношении художественных материалов, явно не торопятся осваивать те возможности, которые открывает перед ними «цифровая эра»» (Р. 255). Ш. МакНифф отмечает, что наиболее деликатный способ познакомить клиента во время арт-терапевтических занятий с компьютерной графикой связан с индивидуальными занятиями, когда клиент и арт-терапевт сидят вместе перед монитором и исследуют экспрессивные возможности компьютера: «Интерактивный характер компьютера энергизирует и углубляет трехсторонние отношения между арт-терапевтом, клиентом и создаваемыми образами. Пространство между компьютерной мышью и визуальным образом может меняться, делая образ доступным для обозрения клиентом и арт-терапевтом. Это создает большие перцептивные возможности…Цифровой образ сохраняет свою автономность и может быть виден обеим сторонам» (там же, Р. 257).
При использовании компьютера в ходе арт-терапевтических занятий с учащимися школы можно также учитывать то, что компьютер может «защищать личные границы и удовлетворять амбиции тех детей и подростков, которым в силу их индивидуальных особенностей или характерных для пубертакса реакций эмансипации (независимость, высокие притязания в общении со сверстниками, брутальность и агрессивность, в сочетании с психологической «тонкостью» и «хрупкостью»), требуется большая межличностная дистанция и наличие определенных инструментов, опосредующих их взаимодействие с другими, в том числе, с арт-терапевтом» (Копытин А. И., личная переписка).
Появившийся благодаря проведению компьютерной арт-терапии опыт и полученные нами интересные результаты явились стимулами для создания данной статьи. Хотя автор статьи работает преподавателем высшего учебного заведения и совмещает эту работу с практикой школьного психолога, в тексте статьи, с учетом применяемого ею профессионального инструментария и модели работы, она будет называться арт-терапевтом. Имя подростка, участвовавшего в арт-терапевтических занятиях, изменено.
Характеристика подростка.Ситуация до применения компьютерной арт-терапии
В нашу школу Коля пришел в пятый класс из специальной школы с эстетическим уклоном. Процесс адаптации проходил трудно. В школьной медицинской карточке, с которой пришлось ознакомиться в связи с адаптационными трудностями подростка, психоневрологом отмечаются невротические реакции. Школьный психолог, которая работала с подростком в течение пятого года его обучения в школе, наблюдала за новичком и пыталась наладить сотрудничество с родителями. Это оказалось нелегкой задачей. Они обвиняли педагогический коллектив в неумении найти подход к сыну и недостаточной профессиональной компетентности. Шло время, а взаимоотношения Коли с одноклассниками и учителями не улучшались. В пятом и шестом классах (с шестого класса ученик сопровождался автором статьи) конфликты со сверстниками и учителями периодически повторялись. При хорошей школьной успеваемости, поведение ученика иногда становилось неприемлемым для окружающих. У Николая по-прежнему не было друзей в классе, в школе. Он рисовал злые шаржи, делал подписи к рисункам, содержащие описание недостатков одноклассников. На уроках отказывался отвечать или отвечал так, что его невозможно было расслышать. Во время объяснения учителем нового материала пищал, подражал животным или копировал мимику и жесты учителя. Проявления крайней застенчивости перемежались с грубым нарушением социальных норм. Иногда поступки подростка позволяли предположить психическую патологию (дефекация в непредусмотренном месте туалетной комнаты, мочеиспускание на младшего ученика там же).
Родители подростка заботливые, но очень требовательные. Их ожидания по поводу развития и учебы сына завышены (например, кроме школьной нагрузки, у него есть большая внешкольная творческая и интеллектуальная нагрузка: занятия в заочной школе университета, участие в художественном кружке; родители также делают попытки навязать ему изучение китайского языка). Мать и отец конфликтные, отец — авторитарен. Школьник не посещает классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия по решению родителей, предположительно из соображений прагматизма, возможно, с целью избегания конфликтных ситуаций с участием сына. Отец и мать клиента избегают общения с родителями одноклассников сына, считают непродуктивным общение с педагогами.
Психологическое сопровождение подростка включало в себя наблюдение, попытки установления контакта, изучение личностных особенностей, беседы с родителями, работу с классом, с педагогами с целью подбора индивидуального подхода к Коле. Сотрудничество с психиатром детской поликлиники оказалось формальным и односторонним, поскольку ожидаемую информацию от специалиста о состоянии здоровья ученика, рекомендаций по сопровождению в школе мы не получили. Наступившие летние каникулы оставляли надежду на улучшение в состоянии подростка и на использование в будущем новых подходов, в том числе, арт-терапии.
Обоснование формы и метода работы
В статье будут описаны индивидуальные арт-терапевтические занятия с подростком, проводившиеся в течение трех лет. Основным инструментом для рисования являлся компьютер. Изобразительная деятельность осуществлялась с помощью графического редактора программы PAINT и графического редактора программы “Магия рисования”. На протяжении арт-терапевтического процесса клиент обучался в седьмом, восьмом, девятом классах (с 12 до 15 лет).
Местом проведения занятий был компьютерный кабинет школы, в которой я работала психологом и преподавала предмет «Психология общения». Этот предмет был включен в учебный план школы. В седьмом классе клиент вместе со своими одноклассниками посещал эти уроки. В восьмом классе занятия проводились дома у школьника из-за его перевода на надомное обучение. Для арт-терапевтических занятий в кабинете использовался компьютер, видеомагнитофон и телевизор. Несмотря на то, что в кабинете имелись разнообразные изобразительные материалы, подросток пользовался ими редко, предпочитая рисовать с помощью компьютера. Дома на занятиях вместо просмотра видеофрагментов использовались иллюстрированные книги и журналы. Встречи проводились один раз в неделю. Исключалось время каникул и болезни. Продолжительность занятий варьировалась, в зависимости от потребности клиента, от часа до полутора часов. Занятия не имели жесткой структуры и заранее подготовленной темы. К такой форме мы пришли, следуя за потребностью подростка. В структуре занятий имелись вводная, основная и заключительная части.
Проведение арт-терапевтического процесса инициировано мною. Получено согласие подростка и родителей. Условия посещения занятий – добровольность, необязательность. Время для занятий выбрано вместе с учеником и родителями. Продолжительность процесса не ограничивалась конкретными сроками. В зависимости от протекания процесса арт-терапии и успешности работы, было решено в дальнейшем определить временные границы арт-терапевтического вмешательства. Выбор метода арт-терапии с помощью компьютера как инструмента для рисования был обусловлен интересом подростка к изобразительной деятельности вообще и успешности в ней, а также особым интересом к рисованию с помощью нового необычного для художника инструмента. Следует подчеркнуть, что предложение заниматься изобразительной деятельностью с помощью компьютера — единственное, которое было принято и оценено клиентом и родителями положительно. Мать и отец одобрительно относятся к увлечению сына рисованием традиционными средствами. Выбор нетрадиционного инструмента для арт-терапевтических занятий обусловлен привлекательностью его не только для клиента (подросток владел традиционными инструментами и техниками, потому что обучался в специальной школе с эстетическим уклоном до прихода в нашу), но и для родителей. По их мнению, занятия такого рода создают возможность дальнейшего продвижения их сына на новый уровень развития.
Выбор компьютера как художественного инструмента и его применение в ходе арт-терапевтических занятий строилось, с учетом опыта Н. В. Володиной-Панченко (Володина-Панченко Н. В. 2002). Она обращает внимание на особые возможностями компьютерной графики для гармонизации психоэмоционального состояния детей и подростков, развития их творческих способностей, формирования позитивной «я»-концепции, мотивации к деятельности, совершенствования волевых качеств, навыков общения. Эти эффекты были подтверждены, в частности, при использовании компьютера в работе в детьми и подростками с хроническими психическими заболеваниями, проходящими лечение в психиатрическом отделении (Чуприкова Е. Г., Володина-Панченко Н. В., Милютина Е. Л., 1995).
Благодаря ознакомлению с методикой Володиной-Панченко Н. В. и участию в обучающих семинарах, несложно было сделать выбор компьютерных программ с графическими редакторами, достаточно быстро овладеть некоторыми приемами для создания картин-композиций в этих программах и приемами обучения клиентов. Мы старались реализовать авторский подход, организовывая занятия синтетического типа с использованием традиционных инструментов для рисования, музыки, видеофрагментов, для того, чтобы обогатить и разнообразить занятие и усилить их гармонизирующий эффект. Однако не каждая встреча имела такой синтетический характер. Необходимо было учитывать настроенность клиента на ту или иную деятельность, восприятие того или иного вида информации или возможности помещения для занятий. Мы старались следовать рекомендациям Н. В. Володиной-Панченко, рисуя эскиз обычными средствами, а потом приступать к созданию компьютерного рисунка, создавали альбом эскизов и компьютерных рисунков для повышения самоуважения клиента, диагностических целей, отслеживания динамики развития, результатов коррекции.
Начало компьютерной арт-терапии
С наступлением следующего учебного года (Николай перешел в седьмой класс) подход к психологическому сопровождению был изменен. Ученик был переведен в другой класс к опытному и успешному учителю в качестве классного руководителя. Вскоре было решено применить компьютерную арт-терапию в работе с подростком. Коля по-прежнему сторонился сверстников, несмотря на открытость одноклассников к общению и их готовность принять новичка. Взаимоотношения с учителями оставались сложными.
Опираясь на интерес подростка к изобразительной деятельности, ему было предложено рисование на компьютере в компании со мной и школьным психологом, курирующим старшие классы. Привожу содержание письма, адресованного подростку с целью привлечения к арт-терапевтическим занятиям: «Сергей, возможно, я догадалась, почему ты не захотел встретиться в кабинете. Разговор с социальным педагогом в прошлом году был неприятным? В нашем кабинете работают понимающие психологи, которым можно доверять. Узнать нас лучше тебе помогут уроки психологии (в образовательном учреждении они внесены в сетку занятий). Я, как и ты, увлекаюсь искусством. Врубель, Репин, Дюрер – мои любимые художники. Дюрер, кстати, увлекался математикой. Кажется, этот предмет тебе тоже нравится? А как ты относишься к компьютерной графике? Мы с тобой можем заниматься рисованием с помощью этого инструмента. Портрет учительницы английского языка получился интересно, узнаваемо, и настроение есть. Мне кажется, что если бы ты рисовал наброски одноклассников, изображая лучшие их черты, то удалось бы наладить с ними дружеские отношения. Подумай, может, стоит попробовать? Есть и другие способы для установления хороших взаимоотношений с одноклассниками. Давай обсудим их при встрече. Я думаю, что наш лучший друг тот, кто любит лучшее в нас и, тем не менее, не требует от нас стать лучше, чем мы есть. Неплохо, кроме сверстников, иметь и взрослого друга. А может быть, он у тебя уже есть?».
Подростку предложение рисовать с помощью необычного инструмента понравилось, хоть он и старался выглядеть равнодушным. Коля посоветовал переадресовать предложение маме. Она согласилась с тем, чтобы сын обучался компьютерному рисованию у психолога (арт-терапевта) и рассказала об увлечении сына речными рыбами.
Первое арт-терапевтическое занятие состоялось в компьютерном кабинете школы. Расположившись перед экраном, подросток ждал указаний о том, что рисовать. Получив совет рисовать то, что ему сейчас хочется, настаивал на задании. Предложение изобразить речную рыбу, было принято и ученик, выбрав для рисования электронный карандаш, начал с эскиза. Николай рисовал, но постоянно высказывал сомнения в целесообразности занятия. Арт-терапевтом эти сомнения воспринимались как защитная реакция, избегание неудачи. Подросток мог прервать рисование и уйти (мы договаривались о добровольных посещениях), но не сделал этого. В процессе создания рисунка Коля получал поддержку и одобрение своей деятельности. Для него и его родителей терапевтические цели общения с психологом посредством изобразительного творчества не были приоритетными. По-настоящему значимыми для родителей были цели развития, приобретения нового опыта, творческого самовыражения их сына. Занятия арт-терапевта с Колей были восприняты ими как хобби психолога.
Первым рисунком школьника, созданным с помощью компьютера в программе PAINT, была зубастая щука. Рисунок был исполнен в реалистичной манере. К концу занятия подросток остался доволен результатом и согласился придти в следующий раз. Вел себя сдержанно.
Продолжение арт-терапевтического процесса
На каждом занятии Коля рисовал речных рыб. Сом, карась, налим, пескарь были выполнены очень тщательно, в разной цветовой гамме. Подросток стремился завершить рисунок, доведя его до совершенства, что удлиняло время занятия иногда до полутора часов. Мягкие попытки арт-терапевта остановить процесс и отложить завершение работы до следующего раза просто «не замечались». Все обитатели реки по-прежнему изображались в своей родной стихии – воде. Кроме главной фигуры, на рисунках присутствовали ракушки, камешки, улитки и мелкие рыбки. У мелких рыб часто был изображен открытым рот с острыми зубами, выпученные глаза, а «главная» рыба имела позу не агрессивную и закрытое ротовое отверстие, то есть производила впечатление миролюбивой. Иногда, однако, и «главная героиня» композиции имела открытые челюсти и острые зубы. Чаще всего центральная фигура не вступала в контакт с другими рыбами, но в каждом рисунке можно было определить ее «настроение»: любопытство, отчуждение, растерянность, злость. Фоном всегда служили изображения дна и воды в разных пропорциях.
Некоторые рыбы помещались просто воде, другие были изображены среди камней и водорослей. Часто рыбам предлагался крючок с наживкой или без нее. И в каждом последующем рисунке маленьких рыбок-спутников становилось больше.
Николай соглашался обсуждать только композицию рисунка и его качество, советовался, как лучше рисовать объекты, как технически осуществить замысел. Иногда рассказывал об изображенной рыбе, демонстрируя блестящую эрудицию в этой области. Иногда подросток рассказывал о рыболовных эпизодах из каникулярной жизни у бабушки в деревне, сдержанно принимал одобрение арт-терапевта и интерес родителей к своим рисункам. Давать названия своим работам Коля отказывался, менять тематику рисунков — тоже. Принимая во внимание его стремление избегать общения с педагогами и одноклассниками, взаимодействие с психологом можно оценить положительно. Для школьного окружения Николая не было тайной то, что он занимается рисованием на компьютере. Ученик не стеснялся общения с арт-терапевтом и даже заходил в кабинет по своей инициативе.
Первые результаты
Поведение Коли не стало безукоризненным, но изменения в сторону улучшения отношений со сверстниками наметились. Если в ходе уроков необходимо было исполнять задание в паре, Коля выбирал одноклассницу Кристину в партнеры, в различных учебных ситуациях прислушивался к ее мнению. На уроках психологии Коля стал проявлять большую, чем ранее, активность. Еще одним значимым событием в арт-терапевтическом процессе стало постепенное изменение тематики рисунков. Изображались по-прежнему рыбы, но не только речные жители, но и обитатели моря. Во второй половине учебного года школьник согласился нарисовать морскую рыбу. Это была акула в открытом море. Крупная фигура окружена мелкими рыбами, одну из которых акула ест. Одна рыбка с позитивным настроением плывет к акуле, две другие уплывают от нее в разные стороны. Спокойное море украшено водорослями. После создания следующего рисунка можно было отметить, что тенденция к изменению тематики закрепилась, так как Коля снова согласился рисовать морских животных. На этот раз — кальмаров. На рисунке были изображены три особи. Цвета, выбранные подростком, яркие: голубое прозрачное море, розовые кальмары с оптимистичным выражением «лица». Животные разного размера. Арт-терапевт предположила, что это семья, но не получила подтверждения. Маленький кальмар озорно выглядывает из-за водорослей, а два других спокойны и довольны жизнью. Самостоятельно дать имя рисунку подросток отказался, но против предложенного названия «Морской балет» не возражал.
Следующее занятие ярче обозначило тенденцию к появлению новых героев в рисунках. Из предложенных тем Коля выбрал рисование животных в лесу («Лесной эскиз»). На поляне появились два кабана разных размеров, удаленных друг от друга. Один контактирует с собакой, угрожая ей, а другой с мышью к которой принюхивается. Собака в защитной позе, перед ней тропинка. Между кабанами в нижней части компьютерной композиции расположена ярко-рыжая лиса. Она никого не боится.
По-прежнему разговоры с подростком ограничивались изображаемыми объектами. Ограничения устанавливал он сам. Согласие подростка сменить тему позволили арт-терапевту сделать предположение о том, что его тревожность по поводу неуспешности рисования новым инструментом и общения с арт-терапевтом снизилась.
Николай дал согласие на помещение нескольких работ на сайт Международного конкурса детских рисунков в Интернете и даже получил небольшой личный приз (компьютерный коврик) за участие. Это событие принесло радость ему и родителям. Доверие матери и отца ученика к школе возросло. У них появились положительные эмоции, связанные со школьной жизнью сына. Поведение подростка не было стабильным, время от времени случались инциденты на уроках и во взаимоотношениях с одноклассниками (по собственной инициативе или в отместку наступал на ноги, пачкал парты и т. д.). И все же, наметилось стремление избегать конфликтных ситуаций. Наметившаяся положительная тенденция в поведении подверглись, однако, испытанию. Учащийся параллельного класса после занятий в школе, с целью самоутверждения перед друзьями, попытался спровоцировать Колю. Результатом стала полученная Колей физическая травма.
Несколько недель он отсутствовал в школе, но после возвращения выразил желание продолжить арт-терапевтические занятия, впервые открыто продемонстрировав интерес к ним. Николай сделал дома эскиз, который во время арт-терапевтического сеанса воплотил в компьютерном рисунке. Сюжет был следующим: повар в профессиональной одежде и половником в руке гонится за петухом. Рисунок динамичен и выразителен. Снова персонажи взаимодействуют, активны, и тема не «рыбная».
Новым и положительным в арт-терапевтическом процессе было также проявление инициативы школьника к участию в занятиях. Рисунок «Повар» выполнен в новой компьютерной программе «Магия рисования».
Программа имеет звуковое сопровождение, но у клиента оно вызвало негативные эмоции. Поэтому, работая в программе, он выключал звук. «Магия рисования» предлагает более богатый инструментарий для рисования, чем программа PAINT: библиотеку картинок и различные специальные эффекты в виде появления изображений цветов, насекомых, грибов, блесток, драгоценных камней, пульсирующих линий, мыльных пузырей и т. д.. Обнаружив эти эффекты, Коля долго их изучал. Он демонстрировал снисходительное, даже презрительное отношение к ним, но все же использовал в своем рисунке предлагаемые программой готовые изображения божьих коровок и мыльных пузырей. «Повар» был последней работой, сделанной в седьмом классе. В связи с состоянием здоровья Коля закончил учебный год раньше и уехал на лето в деревню к бабушке.
Итоги первого года работы
Работа с подростком в седьмом классе позволила установить контакт с Николаем и его семьей, заинтересовать занятиями, сформировать потребность в общении с арт-терапевтом. Появилась также возможность уточнить характер имеющихся у него коммуникативных и поведенческих нарушений.
Одним из проявлений эмоционального неблагополучия Николая было его одиночество в среде сверстников и, как предположила арт-терапевт, чувство отверженности. Несмотря на имеющуюся у Николая потребность в общении, он все еще не мог реализовать ее в приемлемой для окружающих форме, а потому, то и дело испытывал фрустрацию, чувствуя, что его не понимают и не принимают.
Он периодически продолжал нарушать правила поведения, отличался демонстративностью, привлекал внимание посредством нарушения правил, возможно, тем самым, пытаясь удовлетворить свою потребность во внимании со стороны окружающих.. Коля по прежнему проявлял недостаточную самостоятельность, повышенная зависимость от родителей.
Второй год арт-терапии
Начало обучения в восьмом классе было благополучным. Родители подростка отмечали, что работы, сделанные в прошлом году с помощью компьютера, стали предметом гордости их сына. В социометрическом исследовании появились выборы, предназначенные подростку, но сам он выборов не сделал. Коля стремился эмоционально присоединиться к мальчикам класса. В то же время, наметилась борьба Николая за лидерство с социометрической «звездой» класса. Борьба проявлялась в агрессивных выпадах по отношению к лидеру класса. В сентябре арт-терапевтические занятия подросток не посещал.
Бурный физический рост Николая и процесс полового созревания обусловили изменения в его поведении. На уроках он создавал рисунки сексуального содержания (изображение половых актов с участием одноклассников), которые изымались учителями. Чаще стали возникать стычки в классе, в которых школьник проявлял физическую агрессию. Снова появились жалобы учителей и родителей одноклассников подростка на его агресивность, ярко выраженный негативизм, на проявления демонстративности, которые выражались в утрированном копировании жестикуляции учителей, звукоподражании животным, нарушении социальных норм.
Занятия возобновились в октябре, но специалисты социально-психологической службы школы (психолог, социальный педагог) снова обратились за консультацией к психиатру, курирующему подростка. С начала второй четверти специалист рекомендовал надомное обучение для Николая. Родители согласились с мнением врачей.
Мать и отец были заинтересованы в том, чтобы продолжать арт-терапевтические занятия на дому. Коля тоже с этим согласился. Учителя, приходившие обучать школьника домой, с трудом ладили с ним. Подросток стремился уязвить их самолюбие. Делал это тонко, ядовито, зло. Педагоги реагировали бурно. По их словам, подросток был доволен такой реакцией. Учителя стали обращаться за советами и помощью по установлению конструктивного взаимодействия с учеником к арт-терапевту. Часть педагогов, получив рекомендации, успешно воспользовались ими.
Возобновив рисование на домашнем компьютере, подросток выбирал тему для своего рисунка тщательнее обычного и не ждал директивы. Мы рассматривали книги о животных и журналы, имеющиеся дома. Первым желанием Николая было рисование волка. Назвав тему, он пытался уловить отношение к ней арт-терапевта. В процессе чтения и обсуждения рассказа о волке (Коля предложил психологу прочесть рассказ вслух), замысел изменился. Подростком было принято решение рисовать лебедя. Этот образ возник спонтанно, как будто бы ниоткуда. Работая над этим сюжетом, Николай принял предложение закончить рисунок в следующий раз, потому что время (20 минут – норма времени для его возраста), отведенное для работы за компьютером, закончилось до завершения создания композиции.
Компьютерная программа «Магия рисования» с графическим редактором, которую мы использовали для рисования дома, была уже хорошо освоена подростком на арт-терапевтических занятиях в школе. Природное окружение для двух лебедей рисовалось очень кропотливо. Пейзаж получился мирным, спокойным. Были использованы пастельные тона. К подбору цветовой гаммы рисунка Коля подходил очень серьезно и долго создавал палитру. Благодаря огромному выбору цветов и их оттенков в компьютерной программе, подросток мог очень точно выразить свои чувства.
Небо безоблачное, ярко-голубое, восходит солнце. Лебеди знакомятся или проводят время вместе, дружелюбны. Работе было посвящено три занятия. В конце третьего сеанса Николай зачеркнул свой рисунок черными линиями, испортив его, и исправить не захотел. Можно предположить, что подросток хотел показать, что не дорожит рисунком или желал увидеть реакцию психолога на свои необычные действия. Такой вывод можно было сделать потому, что Коля пристально смотрел ему в лицо. Объяснять свои действия подросток не стал. Возможно также, он чувствовал, что при выборе темы на него было оказано определенное «давление», и он отказался от той темы, которую изначально выбрал (изображение волка).
Впервые был поднят вопрос о взаимоотношениях Коли с учителями, приходящими на дом. Можно предположить, что эти воспоминания спровоцировали негативное отношение к рисунку и его зачеркивание.
Родители замечали, что самостоятельным рисованием на компьютере сын не занимается, несмотря на то, что имеет время и возможности. Они объясняли это тем, что одному ему скучно этим заниматься, никто не высказывает отношения к картине, не хвалит, не с кем посоветоваться. Чтобы смягчить адаптацию к надомному обучению и заполнить часть времени между арт-терапевтическими занятиями, школьнику для самостоятельного изучения были предложен мультимедийный диск «Путешествие по Парижу», содержание которого составляли произведения искусства Франции — знакомство с музеями, художниками, произведениями искусства.
На следующей встрече подросток предложил обратиться к культуре и природе другой страны (Китая), подобрал книги и журналы для того, чтобы погрузиться в ее атмосферу. Сюжетом для рисования были выбраны горы с редкой растительностью и небо. Рисуя небо, Николай использовал много различных оттенков. Горы на рисунке разной высоты, видны сквозь туман. Заканчивая работу, школьник использовал технику рисования акварелью по мокрой бумаге (прием размывания красок «по-мокрому», как и множество других оригинальных возможностей для художественного творчества, заложен в этой компьютерной программе).
Дать название своему компьютерному рисунку снова предоставил арт-терапевту. И предложенное название — «Поднебесный пейзаж» — впервые принял без смущения и иронии. Горы, также как и лебеди, создавались несколько занятий, во время которых мы много говорили о Колиных увлечениях и его отношениях с педагогами. Несколько учителей-предметников высказали просьбу к психологу, чтобы он находился на их уроках, проходивших на дому. Подросток не был против такого присутствия. Наблюдаемые арт-терапевтом уроки проходили бесконфликтно. Иногда арт-терапевтический сеанс назначался сразу после такого урока.
Следующая тема для рисования была выбрана вместе с подростком. Сюжет рисунка Коля придумал сам. Главную фигуру композиции, пса, он поместил в деревенский дворик (у Коли есть своя собака в его городской квартире). В рисунке использованы яркие цвета, много желтого и зеленого, немного голубого и фиолетового. Главный герой рисунка бодр и весел, смело смотрит вперед, мирно сосуществует с лягушкой, которая выпрыгнула из воды на песок, сидит под кустом пышно цветущей сирени. Как выяснилось из беседы, это конкретный дворик в бабушкиной деревне. Создавая рисунок, мы впервые говорили о проблемах во взаимоотношениях с родителями: об их требованиях к его образованию, которые, по мнению Николая, завышены, о его нежелании посещать еще одного психолога, к которому он вынужден ходить по требованию родителей, о его увлечении.
Подростку интересно ходить по разнообразным выставкам и собирать буклеты и календарики, подтверждающие это посещение. Все «вещественные доказательства» он продемонстрировал арт-терапевту и один календарь с выставки кошек преподнес в подарок. Компьютерная композиция «Дворик в деревне» была создана учеником за несколько занятий. После окончания этой работы, мы расстались на время летних каникул. Впереди у школьника снова был долгожданный отдых у бабушки в деревне.
Итоги второго года работы
Болезненное переживание Николаем собственной отверженности смягчилось, что явилось следствием установления режима временного надомного обучения и продолжение арт-терапевтических занятий, в процессе которых он реализовывал потребность в общении и творческом самовыражении. Изобразительная деятельность исполняла роль инструмента коммуникации. Были установлены доверительные взаимоотношения с арт-терапевтом. В процессе занятий обсуждены актуальные для подростка проблемы и найдены социально одобряемые способы их разрешения. Более конструктивным стало общение со взрослыми. В начале учебного года Николай делал попытки общения со сверстниками. Наряду с положительным, присутствовал и отрицательный опыт общения с одноклассниками. Интенсивный процесс полового созревания, чувство взрослости, усилившаяся потребность в общении на фоне смягчающихся, но все еще влияющих на общение нарушений поведения и коммуникации определили необходимость в продолжении обучения на дому в течение всего учебного года.
Третий год арт-терапии
Обучение в девятом классе Коля, как и все ученики, начал в школе. Он вернулся в тот же класс, из которого ушел на надомное обучение. Необходимо было обеспечить психологически комфортное возвращение ученика в школу. Николай знал, что одноклассники встретят его доброжелательно, потому что время от времени получал от них коллективные письма, написание которых инициировалось арт-терапевтом. Несмотря на проявленную одноклассниками эмпатию, подросток чувствовал себя неуверенно. Арт-терапевтические занятия с ним снова стали проводиться в школе. Из-за большей доступности программы PAINT в условиях школы, мы вернулись к рисованию в этой компьютерной программе.
Первая работа в девятом классе — «Ночная фиалка». В этом рисунке клиент выразил тревогу, связанную с процессом адаптации к школе. Фиалка изображена на первом плане, крупно. Арт-терапевт предположила, что изображение мыши, нарисованной под листом фиалки, укрывающим ее, говорит о переживаемой Колей тревоге. Поза и мордочка мыши очень неуверенные, она боится, несмотря на то, что ночь и листок защищают её. Николай был увлечен рисованием, мало говорил, но положительно реагировал на комментарии арт-терапевта. От беседы уклонился.
Первый школьный месяц прошел без конфликтов. Уже в октябре взаимоотношения с одноклассницами стали напряженными. Безобидные, по их мнению, попытки общения встречали неадекватную реакцию со стороны Коли. Он считал девочек класса глупыми, слишком активными и эмоциональными, но, в то же время, испытывал к ним интерес и сам старался привлечь к себе внимание. Чаще всего это выражалось в том, что он прятал портфели и книги девочек.
Поведение одноклассниц вызывало у Николая раздражение и одновременно интерес к ним. Его отношение к ним было отчасти отражено в рисунках этого периода. Подросток по своей инициативе стал изображать животных. Рисунки сопровождались ироническими комментариями. Просьбы психолога называть рисунки были приняты. Названия отражали настроение школьника (например «Гадкий бобр»). Рисунок группы медведей у реки иллюстрирует эмоциональное состояние ученика в этот период (рис. 6).
Медведи с оскаленными пастями, красными глазами. По наблюдениям арт-терапевта, красные глаза и агрессивные оскалы рисовались с особым удовольствием. Комментируя свой компьютерный рисунок, Николай рассказывал, какие они страшные и кровожадные. Заканчивая работу, в пасти самого большого медведя, вступившего в реку, Коля нарисовал рыбу. После того, как подросток закончил рисунок, он стал спокойнее и представил свои высказывания о медведях шуткой.
Вплоть до наступления зимы наши занятия помогали подростку «выпускать пар», выплескивать отрицательные эмоции, накопившиеся со времени предыдущей встречи. На очередном занятии арт-терапевт предложила пациенту рисовать на компьютере мандалу. (Копытин А. И.. 2003). Рис. 7 «Мандала с кошками» Коля нарисовал изображение в круге с двумя котами в центре, держащими скелет рыбы. Вокруг котов по периметру круга бегут мыши за кусочками сыра. Для создания этого рисунка понадобилось несколько занятий, так как все детали в нём проработаны тщательно, включая дырочки в сыре. Возможности компьютерной программы позволили Николаю легко сделать несколько копий созданного им рисунка и быстро внести в них цветовые изменения. Сюжет не менялся, но мандала, выполненная в иной цветовой гамме, эмоционально воспринималась иначе, имела иные настроение и смысл. Свои эксперименты с цветонаполнением мандал подросток сопровождал шутливыми комментариями о жизни нарисованных им персонажей.
Взаимоотношения родителей мальчика с персоналом школы к описываемому моменту претерпели изменения. Мама и папа ученика сменили свою обвинительно-контролирующую позицию на партнерскую: стали один раз в неделю посещать школу, прислушиваться к рекомендациям педагогов, арт-терапевта. И эти положительные изменения не прошли незамеченными для их сына. У него появилось стремление больше контролировать свое поведение. Подросток стал оставаться с одноклассниками играть в теннис после школы. Стараясь вести себя конструктивно, в случае возникновения затруднений, обращался за помощью к завучу и арт-терапевту. Раньше такого не наблюдалось.
Зимой Коля вернулся к рисованию рыб. Период возврата к «рыбной» тематике длился меньше месяца, после чего предпочтение было отдано пейзажам. Над зимним пейзажем работа велась долгая и кропотливая. Подросток продолжал рисовать в программе PAINT, но изобразительная манера изменилась. Из компьютерной палитры, прелагающей 256 цветов, Коля выбирал пастельные тона, рисовал очень тонкой линией, меньше применял распылитель. К компьютерной композиции, начатой и незавершенной на одном занятии, он возвращался на следующем, добиваясь в рисунке цельности и эмоциональной выразительности.
Заметные изменения происходили и в эмоциональном состоянии подростка. Характерным примером может служить следующий случай. При очередном возвращении к сохраненной на компьютере композиции мы столкнулись с тем, что рисунок испорчен чьей-то неумелой рукой (на снегу начерканы разными цветами линии, обезображивающие работу). Спокойная реакция автора рисунка на фрустрацию, и последующая работа по исправлению рисунка позволили подтвердить развитие у подростка механизмов эмоциональной саморегуляции.
Школьная жизнь Коли протекала не без проблем, но они не достигали такой степени, при которой обучение в классе было бы невозможно. Школьник находился не дома, а в коллективе сверстников. Конфликты с одноклассниками и учителями стали менее острыми, а главное — более редкими. Он боролся за честь школы на олимпиадах по математике и физике, что означало улучшение взаимоотношений с учителями. Весной пациент нарисовал пейзаж с озером, в центре которого в лодке сидит одинокий рыбак. Этому рисунку он дал название «Один».
Незадолго до нашей следующей встречи Николай поджег в урне для мусора пачку сигарет. По мнению арт-терапевта, это было сделано для того, чтобы самоутвердиться, обратить на себя внимание окружающих. Предположение подтвердилось во время беседы на занятии. Школьник очень радовался тому, что никто наверняка не знает и не докажет, что это сделал он, хотя все догадываются. Эта информация была представлена психологу при рисовании летнего пейзажа «Рай для кувшинок». Подросток пребывал в хорошем настроении, часто шутил.
Общение с Колей на этом занятии было похоже на игру в «кошки-мышки». Он то брал вину на себя, то отказывался от поступка. Арт-терапевт предположила, что Коле хочется похвастаться подвигом, но не хочется потерять расположение арт-терапевта. Компьютерная работа «Рай для кувшинок» создавалась во время беседы о поджоге. Она была выполнена яркими теплыми цветами и представляла собой летний пейзаж. В центре композиции живописное озеро с растительностью по берегам, усеянное кувшинками. На один из листочков цветка присела разноцветная стрекоза.
Приближались экзамены за девятый класс. У Коли появилось волнение по поводу первого серьезного испытания в жизни, которое он смог выразить в последнем, созданном в условиях арт-терапии, рисунке, названном самостоятельно «Хренотень».
На нем изображено ночное озеро, на берегу приземистый домик, перед домом плетень. Единственное светлое и яркое пятно на рисунке – луна. Закончив этот рисунок, мы с Николаем завершили арт-терапевтический процесс. Он стал уделять много времени подготовке к экзаменам, которые успешно сдал и ушел на очередные летние каникулы.
Итоги третьего года работы
Итогами третьего года работы можно считать более позитивное восприятие Николаем окружающего мира, осознание некоторых проблемных аспектов своего поведения, увеличение открытости в общении с одноклассниками и учителями, возросшую самостоятельность и независимость от родителей, увеличившуюся социальную активность, стремление к социально одобряемому поведению.
Заключение
После летних каникул Коля перешел в школу с математическим уклоном. Родители и коллеги-психологи школы, где теперь учится бывший клиент, не обращались за помощью в его психологическом сопровождении. Значит, его жизнь в новой школе протекает благополучно. Описанный опыт применения компьютера как инструмента для рисования в арт-терапевтическом процессе показывает, что с его помощью можно заинтересовать и привлечь к коррекционно-развивающим занятиям даже искушенных в изобразительной деятельности клиентов и получить согласие на коррекционную работу с ребенком или подростком осторожных, недоверчивых и конфликтных родителей. Использование компьютера на арт-терапевтических занятиях дает много дополнительных возможностей создающему композиции ребенку, подростку, юноше. К этим дополнительным возможностям можно отнести огромный выбор цветов на палитре, разнообразные инструменты для рисования, специальные эффекты размывания, мерцания, распыления, быстрое и легкое тиражирование рисунков, наличие библиотеки картинок (Володина Панченко Н. В. 2002).
Многие техники и инструменты – как традиционные, так и новые, оригинальные — в обычных условиях, без компьютера, доступны лишь профессионалам, а с компьютером — практически всем желающим рисовать. Освоение этого богатого арсенала изобразительных возможностей значительно улучшает качество рисунков, повышает самооценку клиента, вызывает уважение к нему окружающих, дает развивающий эффект, раскрепощает, располагает к общению. Арт-терапевту же эти дополнительные возможности компьютера как инструмента изобразительной деятельности клиента позволяют «выбрать оптимальную дистанцию в психотерапевтических отношениях и создать для него психологически безопасную виртуальную среду, работая в которой, он может утвердить свои личные границы и достичь большей самостоятельности» (Копытин А. И., личная переписка). У нас сложилось впечатление, что такие возможности компьютера отвечают особенностям некоторых детей, подростков и взрослых – тех, в частности, кто с силу их «дефензивности» (Бурно М. Е. 1989), затрудняются найти подходящие формы общения с окружающими. В качестве арт-терапевтического инструмента компьютер также может быть весьма «удачным выбором для стеничных, усидчивых, проявляющих интерес к филигранным художественным практикам клиентов, а также тем, кто отличается чертами обсессивности-компульсивности» (Копытин А. И., личная переписка). Также удобно применять компьютер в арт-терапевтическом процессе при наличии дефицита пространства и материалов для работы.
В заключение хотелось бы еще раз процитировать Ш. МакНиффа, который в своей книге «Искусство исцеляет» (McNiff 2004), в параграфе под названием «Виртуальная студия» пишет: «Цивилизация развивается благодаря новым технологиям, и арт-терапия не должна от нее отставать. Помимо компьютерных графических программ,…мультимедийные программы предоставляют идеальные возможности для соединения визуальных образов с другими экспрессивными модальностями, такими, как голос, текст, движение и др.. Арт-терапия, возможно, в большей степени, чем другие психотерапевтические направления, может воспользоваться новыми компьютерными технологиями. Нам необходимо лишь позволить своему воображению и творческим ресурсам реализоваться, опираясь на эти возможности» (Р. 262).
Литература:
Аллан Д. (1997) Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. СПб.-Минск: Дилог-Лотаць.
Бурно М. Е. (1989) Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина.
Володина-Панченко Н. В. (2002) В творческое будущее – с компьютером (Художественное творчество с компьютерной поддержкой. Программа экспериментального курса, 1-2 год обучения)// Образование без границ. №2. С. 70-75.
Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3, С.51-64, 2005.
Копытин А. И. (ред.) (2002) Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». СПб.: Речь, 2002.
Копытин А. И. (2005) Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое руководство. СПб.: Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования.
Копытин А. И., Свистовская Е. Е. (2006) Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр.
Холт Э. и Кейзер Д. (2004) Признаки семейного алкоголизма при выполнении детьми Кинетического рисунка семьи//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №2, С.20-34.
Чуприкова Е. Г., Володина-Панченко Н. В., Милютина Е. Л. (1995) Компьютерная арт-терапия – лечение искусством с применением компьютера и учебно-развивающих компьютерных программ//Архив психиатрии (Социальная и судебная психиатрия), выпуск №9. Киев: Акмис, С.153-154.
American Art Therapy Association (1986) Resource Packet for Art Therapists in Schools. Mundelein, Il.
Bloomgarden, J. & Schwarts, D. (1997) Creative Art Therapy. Special Education in Higher Education: Toward an Interdisciplinary Model. The Journal of The American Art Therapy Association, Vol. 14 (4).
Bush, J. & Hite, S. (1996) A Focus Group: Art Therapy in Schools. Presented at the AATA Annual Conference, Philadelphia.
Bush, J. (1997) The Handbook of School Art Therapy: Introducing Art Therapy into a School System. Charles T. Thomas. Springfield, Il.
Dunn-Snow, P. (1997) The Gorilla Did It! Integration of Art Therapy and Language Arts in the Public Schools. The Journal of the American Art Therapy Association, Vol. 14 (1).
Essex, M., Frostig, K., Hertz, J. (1996) In the Service of Children: Art and Expressive Therapies in Public Schools. Art Therapy, 13 (3).
McNiff, S. (2004) Art Heals. Boston: Schambhala.
Volodina-Panchenko, N. (1997) The Development of Artistic Abilities of Children through the Ukrainian Folklore and Computer Creative Work. Panel presentation and exhibition of computer drawings made by children of 5-15 years old. 14th International Conference on Technology and Education, August 10-13, 1997, Oslo, Norway.
Сведения об авторе: Радькова Светлана Владимировна — преподаватель кафедры педагогической психологии минского городского государственного Института повышения квалификации и переподготовки кадров образования; прошла базовый курс подготовки по арт-терапии; имеет опыт применения методов арт-терапии в образовательных учреждениях.
Статья предоставлена: ИНОВИДЕНИЕ — Выставка творчества душевно иных