Исследование эффектов применения арт-терапии с онкологическими больными

В статье представлен процесс и некоторые результаты пилотажной арт-терапевтической программы, проводимой с четырьмя онкологическими больными. Работа строилась в форме краткосрочной тематической группы с акцентом на использовании техники направленной визуализации в сочетании с изобразительной деятельностью. В качестве методов оценки терапевтических изменений выступали тест «Нарисуй историю», графический и вербальный автопортрет и некоторые другие. Показана положительная динамика в эмоциональном состоянии и образе «я» участниц группы.The article presents the process and some results of the pilot art therapy program, which involved the four oncology patients. Art therapy was carried in the form of a short-term thematic group with certain emphasis on the use of the Guided Imagery in conjunction with artistic expression. “Draw-a- Story” Test, graphic and verbal self-portrayals and some other techniques served as a means of study of program’s therapeutic efficiency. The study demonstrates the positive dynamics in patients’ emotional states and their attitude towards oneself.

Введение

На протяжении последних двадцати лет ученые стали обращать особое внимание на роль творческого воображения и разных экспрессивных искусств в процессе исцеления от тяжелых заболеваний, включая рак и лейкемию. Известно также,  что, начиная с глубокой древности, люди использовали визуальные образы в процессе осуществления лечебных практик. Феномен духовного целительства существует  в разных культурных традициях и основывается на прямом или опосредованном другим лицом взаимодействии реципиента (в частности, больного) с внешними либо внутренними энергетическими (психофизиологическими) ресурсами, привлекая которые, ему удается излечиться от тяжелого недуга (Benson H. 1996). 

В последние годы были разработаны специальные методы, связанные с визуализацией образов и способствующие излечению от разных соматических заболеваний (Anand S., Anand V. 1999, Gabriels R. 1999), в том числе, рака (Baron P. 1989, Hiltebrand E. 1999). Ряд исследований, проводимых в разных странах, дал феноменальные результаты. Люди, состояние которых оценивалось как крайне тяжелое, и которым уже не помогали никакие традиционные методы лечения, применяя визуализацию, вдруг начинали выздоравливать.

Исследования вроде тех, которые были проведены доктором К. Саймонтоном (Саймонтон К., Саймонтон С. 1998) показали, что результаты лечения были особенно впечатляющими, когда пациенты с онкологическими заболеваниями не только визуализировали исцеляющие образы, но и старались передать их, используя средства изобразительного  искусства. И хотя медицина все еще проявляет нерешительность в практическом применении того, что предлагают эти исследователи, все большее число больниц и медицинских центров начинают вводить дополнительные программы лечения с использованием элементов визуализации и экспрессивных искусств.   

Поскольку арт-терапия влияет на соматические функции и симптомы, ее можно рассматривать как один из вариантов психосоматической интервенции (Мальчиоди К. 2006). Как отмечает К. Мальчиоди, в последнее время арт-терапевтические исследования стали давать определенные подтверждения того, что психотерапия искусством может действительно применяться в качестве психосоматического метода (Malchiodi C. 1999a, b). Ряд исследователей показали, что занятия изобразительным искусством могут использоваться в сочетании с другими формами лечения, способствуя устранению симптомов соматического заболевания и проявлений стресса (Lusebrink V. B.1990).    

Хотя психотерапия искусством в настоящее время применяется в работе с онкологическими больными в России (Гнездилов А. В. 2002) и некоторых западных странах, в Литве  в этой области она еще не использовалась. В г. Клайпеде осуществляется строительство реабилитационного центра для онкологических больных, финансируемое протестантской церковью.  В этом центре планируется проведение арт-терапевтических занятий.  В своей статье я опишу некоторые результаты пилотажного исследования, связанного с применением арт-терапии с небольшой группой пациентов, страдающих раком. При этом основное внимание будет уделено тому, как арт-терапевтические занятия повлияли на эмоциональное состояние пациентов и их образ «я».  С целью изучения динамики эмоционального состояния и образа «я» применялись такие методики, как тест «Нарисуй историю» (Копытин А. И. 2003), тест  «Автопортрет», сравнение содержательных характеристик изобразительной продукции, созданной на основе различных тематических заданий и оценка жизненных приоритетов.

Характеристика участниц группы. Форма и условия проведения занятий

В этой статье я опишу свои наблюдения, сделанные на протяжении восьминедельного периода арт-терапевтической работы с одной из групп пациентов. Всего было проведено 28 групповых арт-терапевтических сессий. В день проводилось по два занятия. Группа включала в себя четырех женщин. Все они посещают Центр информации и помощи онкологическим больным Западной Литвы.

Состав группы:

Айсте – 45 лет, в 2000 г. ей поставлен диагноз рака груди, а в 2003 г. — рака матки.

Мигле – 60 лет, с 1999 г. диагностируется рак груди, с 2002 г. — рак матки.

Аста – 44 года, в 2003 г. ей выставлен диагноз рака груди.

Сильва – 53 года, с 2003 г. диагностируется рак груди, с 2004 г. — рак матки.

Все женщины согласились участвовать в арт-терапевтических занятиях, для того, чтобы восстановить свое эмоциональное состояние. Они также надеялись, что занятия арт-терапией будут способствовать улучшению их физического состояния. У трех женщин вследствие проводимого медицинского лечения дважды были достигнуты временные ремиссии, но затем состояние вновь ухудшалось.

Для работы с этой группой я составила программу, опираясь на опыт работы Барбары Ганим — психотерапевта, занимающегося лечением больных раком с помощью изобразительного искусства на основе холистического подхода. Моя работа строилась в форме тематической групповой арт-терапии. Место для проведения занятий предоставила психиатрическая больница г. Клайпеды. Занятия проходили по субботам и воскресеньям, с 7 января по 26 февраля, по 4 часа в день. Всего курс арт-терапии включал 56 часов. На занятия женщины приезжали их окрестных городов.

Программа работы

Работа проводилась на основе программы, определяющей темы каждого занятия. Тематический план представлен в Таблице 1.

Табл. 1 Тематический план арт-терапевтических занятий

№ П/П

Темы лекций и заданий

Всего часов

1.

Знакомство.

Сила искусства в деле исцеления.

Путешествие света.

Тест «Нарисуй историю»

4

2.

Работа с образами женского и мужского начала.

Богиня в каждой женщине.

4

3.

Танцевально-двигательное упражнение на тему «Пробуждение богини»

Изобразительная техника «Подарок»

4

4.

Что такое смерть?

Визуализация и изобразительная работа на тему «Жизнь и смерть»

Интермодальная арт-терапевтическая техника с использованием перьев.

4

5.

Визуализация и изображение эмоций.

Рисование мандал.

4

6.

Визуализация и рисование образа, связанного с установкой на выздоровление.

Визуализация на тему «Встреча с внутренним наставником»

4

7.

Исследование своего эмоционального состояния через зрительные образы.

Арт-терапевтическая работа с эмоциями, связанными с общением с мужчинами.

Работа с куклами.

4

8.

Техника отреагирования негативных эмоций через работу с изобразительными материалами.

Трансформация негативных эмоций через работу с рисунком.

4

9.

Передача образов болезни в рисунке.

Замена образа болезни на образ здоровья.

4

10.

Использование мудрости тела для исцеления.

Создание символа выздоровления.

4

11.

Возрождение высшего «я».

Визуализация и передача в рисунке духовной энергии.

4

12.

Визуализация и передача в рисунке образа духовной цели.

Обсуждение домашней работы.

4

13.

Автопортрет.

Тест «Нарисуй историю».

Работа с куклами на тему «Я и мир вокруг меня».

4

14.

Работа с масками.

Перформанс.

Подведение итогов работы.

4

Итого:

56

Наряду с выполнением различных творческих заданий изобразительного характера и упражнений на релаксацию и визуализацию, мною применялся также психообразовательный подход. Часть времени занятий отводилась для предоставления женщинам специальной информации, позволяющей им лучше понять свое состояние и жизненную ситуацию. Использовались также отдельные техники танцевально-двигательного и драматерапевтического (работа с куклами, масками, перформанс) характера.

Описание арт-терапевтических занятий

Четвертое занятие. Визуализация и изобразительная работа на тему «Жизнь и смерть»

Данное упражнение было направлено на то, чтобы помочь участницам группы провести своеобразный «обзор жизни» и увидеть то важное, что они уже сделали и еще могут сделать. После завершения визуализации и создания рисунков Силва и Аста признались, что они очень болезненно «пережили» в фантазии свою смерть, главным образом, опасаясь за своих родственников. Все с удивлением признали, что когда они оглядывались на прожитое, ничего не захотели в нем менять – разве что профессию. Они признались, что у них нет мечты. Однако в ходе обсуждения женщины позволили себе немного помечтать. Я обратила их внимание на то, что у них еще есть время, чтобы кое-что изменить в своей жизни. Представляя себе человека, которым бы они хотели стать, если бы получили возможность родиться заново, они ничего не хотели изменить. Даже не позволили в визуализации быть здоровыми.

После этого упражнения женщины задумались о своей жизни и своем будущем. Разве можно восстановить здоровье, если даже в визуализации не позволяешь себе быть здоровым? Они поняли, что от самого человека, его желания исцелиться и быть здоровым в значительной степени зависит эффективность любого лечения.

Создавая рисунки, все женщины изобразили себя на небесах (см. Рис. 1, созданный Айсте). Я обратила их внимание на это, подумав, о том, что такие образы могут отражать психологические защиты, потребность участниц группы уйти от «встречи» с неприятными телесными переживаниями и ситуациями, связанными с их повседневной жизнью. В то же время, это не позволяет женщинам адекватно воспринимать информацию о том, что происходит в их организме, в отношениях с разными людьми и т. д..

Рис. 1 Рисунок Айсте, на котором она изобразила себя на небесах (см. Рис. 21 в дипломной)

Дальнейшая работа на этом занятии была связана с использованием пера. Женщины слушали музыку и пытались двигаться под нее, танцуя вместе с перышком. Затем они передавали свои впечатления от этого упражнения в рисунке.     

Шестое занятие. Визуализация и рисование образа, связанного с установкой на выздоровление. Визуализация на тему «Встреча с внутренним наставником»

В начале занятия я спросила женщин, как они себя чувствуют, и как изменилось их состояние с момента начала арт-терапии. Они признались, что работа над собой у них идет непросто, но они все же чувствуют, что незначительные изменения происходят. Мне было важно, что они полны решимости. Я напомнила, что исцеление — это всегда выбор в пользу здоровья. Оно невозможно без активного желания измениться. Мы поговорили о том, что такое сознательная установка на исцеление. При этом я отметила, что такая установка позволяет примирить разум и тело и объединить их усилия на пути к одной общей цели – выздоровлению.         

Работа начиналось с направленной  визуализации, в ходе которой женщины устанавливали контакт с той частью своего существа, которая нуждается в исцелении. Они «путешествовали» по своему телу, представляя себя крошечной бусинкой света. Айсте испытывала затруднения. Она то и дело представляла времена года. Силва видела красивый дом с клумбами роз. Мигле сразу увидела глаз. Все признались, что было трудно, но интересно.

Я напомнила женщинам, что они могут каждый день уделять по три минуты медитации на созданных ими рисунках, сочетая это с установкой на исцеление и представляя, как данный процесс помогает снизить кровяное давление, расслабить напряженные мышцы, активизировать обмен веществ в клетках и поднять тонус иммунной системы.

Выполняя визуализацию на тему встречи с внутренним наставником, женщины представляли   себе, как он дарит им цветы. Закончив визуализацию, они создавали рисунки. Айсте призналась, что ей трудно было принять от него розу с большими шипами. В ходе обсуждения выяснилось, что это связано с ее негативными чувствами к мужчинам.

Аста получила в подарок нарцисс – она поняла это как призыв полюбить и принять себя. Силва получила оранжевый бутон розы, а Мигле – тюльпаны. Все женщины видели своего наставника. У одних он был мужчиной, а у других женщиной в красивом одеянии.

Благодаря этому упражнению, женщины поняли, как можно наладить с внутренним наставником контакт, и что если они будут обращаться к нему, то смогут получить ценную информацию и советы, хотя информация нередко предстает скорее в виде образов, нежели  наставником проговаривается. Я подчеркнула, что общение с внутренним наставников — это еще одна возможность, которую можно использовать на благо своего здоровья.

Рассказывая об опыте визуализации, Айсте сказала, что получила розу с большими шипами. Она хотела ее мысленно поменять, но этот образ стоял перед глазами. Все было красиво и залито серебряным светом. От подаренной розы у нее онемела вся спина. Она не хотела ее брать, но все же взяла. Она дала наставнику имя мужчины, который есть в ее жизни.

Аста сказала, что ее наставник был очень легкомысленный, говорил ей комплименты. Сказал, что придет к ней, если она его позовет. Ее визуализация была очень яркой и наполненной светом. После этой работы она внешне изменилась — щеки покраснели, глаза засияли, на лице появилась улыбка.

Силве образы представились очень красивыми. Наставник был молодой. Он ее обнял, словно утешая, и сказал, что все будет хорошо. У Мигле наставником была очень красивая женщина. Она сказала ей, что то, чего она хочет, обязательно получит. Я заметила, что женщины стали визуализировать уже достаточно хорошо.

Седьмое занятие. Исследование своего эмоционального состояния через зрительные образы.

Арт-терапевтическая работа с эмоциями, связанными с общением с мужчинами. Работа с куклами.

На своем рисунке Айсте передала страх и неуверенность (Рис. 2), сказала, что «было холодно во всем теле,… кажется, что нет никакого выхода. Я в ледяной пирамиде, а если из нее войду, то снаружи тоже такой же холод… страшно и холодно. И после рисунка остался холод в теле».

Рис. 2 Рисунок Айсте, отражающий страх и неуверенность (см. рис.25 в дипломной)

Силва передала в рисунке злость, ненависть: «Вернулась в детство. Выплыли отношения с отцом. Он пил, ругал и бил мать, и детям от него попадало. Он их не любил». Рисуя, Силва плакала, кашляла. Обсуждая рисунок, сказала, что не думала, что так сильно из-за этого страдает: «Теперь я с ним поддерживаю только формальные отношения и думала, что они меня уже не волнуют. Начиная работать, не думала, что столкнусь с этой проблемой».

Аста изобразила отчаяние (Рис. 3), причиной которого, по ее признанию, является  поведение мужа и его отношения с сыновьями (они подростки). Он совсем не общается с ними, а только их ругает, не выяснив ситуацию. Она сказала, что в таких ситуациях чувствует себя как медуза. Не может защитить их и саму себя.

Рис. 3 Рисунок Асты, изображающий отчаяние (см. рис.51 в дипломной)

Рисунок Мигле передавал ее ненависть к алкоголю и к мужу, поскольку он алкоголик. Она создала две работы. Когда комментировала их, вся кипела.

Затем женщинам было предложено создать новые рисунки, отражающие то состояние, к которому они хотели бы прийти. Это дало положительный эффект, после чего группа перешла к работе с куклами. Каждая участница группы выбрала себе одну или несколько кукол, которые ассоциировались у них с собой. В ходе обсуждения они говорили о том, что послужило основой для выбора той или иной куклы.

Десятое занятие. Использование мудрости тела для исцеления

В ходе предыдущих занятий женщины узнали, как их тело использует ту или иную физическую дисфункцию, начиная с озноба во всем теле и кончая угрожающей жизни болезнью, для того, чтобы выразить определенную эмоциональную потребность, которую они в себе подавляли. Хотя и с трудом, но участницы все с большим оптимизмом двигались вперед.

Во время десятого занятия с использованием визуализации и сознательной сосредоточенности на своем теле женщины должны были исследовать негативные отношения или обстоятельства, которые предшествовали заболеванию, и которые они хотели бы изменить. С помощью вопросов своему телу они могли затем попробовать найти путь к исцелению.

Женскую грудь можно рассматривать как метафору заботы, нежности, и когда развивается киста или опухоль, для пациентов это может быть сигналом, с помощью которого тело пытается сообщить, что они подавляют свою внутреннюю потребность во внимании и заботе к себе самим, в том числе и со стороны других людей. Перестроить эту скрытую потребность в заботе обычно бывает нелегко, потому что для большинства женщин частью их привычной системы представлений, привитых вместе с культурой и обычаями данного общества, является вера в обязанность женщины заботиться о других. Женщины в моей группе тоже подтверждают, что они страдают «синдромом опекунши», то есть им свойственна всеподавляющая потребность проявлять заботу о других, обычно за счет себя самой. Но они также признались в том, что сдерживают чувство гнева, потому что их потребности, как правило, остаются незамеченными членами их семей, а сами себе они не уделяют достаточно внимания.

Комментируя свой рисунок, Айсте сказала, что ее мама покончила с собой, потому что отец ее предал: «Я не могла пролить ни одной слезы…А потом были плохие отношения с моим другом. Неумение сказать «нет» и еще — чувство долга, чувствовала себя раздавленной. …После первой операции думала, что сейчас буду жить по-другому. Но еще больше на себя повесила. И вот вторая операция…»

Давая пояснение своему рисунку (Рис. 4), Аста сказала, что «самое главное — это невыносимая ноша работы (работает бухгалтером в шести местах) и отчаяние, что не могу жить богато, все не хватает денег. Но я покорно принимала эту ситуацию. Так ведь должно быть. Теперь, когда смотрю на эти цепи – страшно. Хватило бы одной работы».

Рис. 4 Рисунок Асты, отражающий ее зависимость от работы (см. Рис. 60 в дипломной)

По поводу своего рисунка Мигле сказала следующее: «Умерли друг за другом родители, сама работала судебным приставом. По ночам часто снились кошмары. Да и днем от людей слышала только проклятия. Скрывала все свои эмоции. Все отшучивалась, а внутри угрызения совести, злоба за несправедливость на работе. Теперь мне все равно».

Когда женщины смотрели на свои рисунки, то еще раз получили подтверждение, как точно рисунок отражает их состояние. Потом рисовали символ выздоровления. Это была приятная работа для всех участниц. Через символ они наполнились силами и почувствовали себя увереннее.

Одиннадцатое занятие. Возрождение высшего «я». Визуализация и передача в рисунке духовной энергии

В начале занятия женщины использовали визуализацию, представляя поток духовной энергии, которая проходит через все их тело. Затем они создавали изображение своего тела во весь рост, пытаясь передать те ощущения и образы, которые возникали в ходе визуализации.

«Это было похоже на рентген» – шутили они. Аcта призналась: «Лампочка есть, но невозможно подключиться к питанию. Вся энергия – как в землю, пропадает в области таза».

Все женщины еще раз увидели свои проблематичные места, с чем надо работать, где у них возникали сложности в прохождении потока духовной энергии. Осознали, что сами себя ограничивают – недостаточно привлекают для лечения природные и духовные силы, к ним никогда внутренне не обращаются.

Рис. 5 Рисунок Айсте, изображающий поток духовной энергии  (см. рис.33 в дипломной)

Двенадцатое занятие.  Визуализация и передача в рисунке образа духовной цели

Предлагая женщинам через рисунок передать свою духовную цель, я старалась  помочь им определить то, ради чего они хотят жить. Используя свои эмоциональные, интеллектуальные и физические ресурсы в жизнеутверждающее поведение, они затем могли бы направить их на достижение этой цели. Воля к жизни становится сильнее, когда у человека есть ради чего жить.

В процессе обсуждения выяснилось, что Мигле по специальности журналист, а всю жизнь проработала судебным приставом. Когда заболела, и врачи сказали, что у нее рак, а жить ей осталось около двух месяцев, ей казалось, что в ее жизни уже нет никакого смысла. Но она начала писать книгу о своей болезни (которую потом забросила). В ходе выполнения визуализации и рисунка она поняла, что цель ее души — дать людям знания, поделиться своим опытом. Она даже воскликнула: «Что за чудеса!»

Силва увидела образ в виде жемчужной раковины. Она расшифровала его, как потребность в передаче любви и тепла своей семье и внукам, а также одиноким старушкам, которые живут в их рыбацком поселке.

Айсте нарисовала красное сердце. Когда на него смотрели, все чувствовали его сильную пульсацию. Для автора сердце являлось символом любви и семейной жизни (она так этого хочет и так боится).

Аста увидела, а затем изобразила куклу-пупса. Этот образ ее испугал и озадачил. Но затем она поняла, что ей по-видимому надо принять жизнь как игру и не прятаться за обязательствами и работой, дать себе время «просто жить».

Я предложила женщинам забрать эти рисунки домой, чтобы медитировать над ними и подумать об их значении – может быть, им удастся еще что-то понять о целях своей души.

Последнее занятие. Подведение итогов работы

Работа над собой очень трудная, и то, что из восьми человек после двух занятий остались только четверо, это подтверждает. Люди не хотят заниматься собой. Они привыкли, что их лечат врачи, а работать над собой не привыкли.

В процессе работы проявлялись физические симптомы болезни. Однако симптомы постепенно становились менее выраженными. Исчез, как говорили некоторые пациентки, «мешок на спине». На последней встрече они сказали, что «груза» уже не ощущают, им стало легко. Мигле пошутила: «У меня шея появились, а была только голова и плечи». Женщины признались, что, работая с образами, научились хорошо чувствовать свое тело, понимать и принимать его, а также прислушиваться к его «советам».

Айсте сказала, что в ней пробудилась женщина, и что она уже готова в свою жизнь осторожно впустить мужчину. У Асты появилось время, оттаяла Силва, и в ней проснулось чувство любви. Мигле поняла, что ей не нужно прятаться за шутками, и что она уже может обойтись без них.

Женщины поняли, что освобождение от затаенных обид и иных подавляемых чувств может произойти благодаря активности воображения. Воображение и создание образов — это способ, позволяющий увидеть глубинную природу старых ран и освободиться от их разрушительного воздействия. Судя по субъективным впечатлениям самих участниц, благодаря проведенной работе у них снизилось стремление подавлять и отрицать свои эмоции. Они приобрели способность более адекватно выражать чувства и теперь испытывают меньше напряжения и страха.

Айсте, например, на работе смогла сказать клиентке «нет» и не чувствовать себя подавленной, как раньше. Мигле сказала подруге, что ей не нравится в их отношениях. Хотя подруга обиделась, Мигле смогла справиться с этой ситуацией, и отношения между ними не прекратились, но теперь их дружба другого качества.

У Силвы дома были большие семейные проблемы. Когда пришла на арт-терапию, думала, что разведется с мужем. Работая над своей проблемой, она изменилась и изменилась ситуация в доме. Она очень счастлива, что в доме теперь все хорошо.

Одна из проблем Асты касалась ее отношений с сыновьями-подростками. Посмотрев на ситуацию через рисунок, она смогла найти ключ к нормализации отношений. С помощью арт-терапии женщины узнали, что для того, чтобы примириться с поведением кого-то другого, нужно очень внимательно рассмотреть свое собственное.

Преодоление затаенных негативных чувств не только освободило участниц группы от стресса. По мере того, как изменялось их восприятие прошедших событий, появлялось ощущение завершенности чего-то важного. Перестав быть жертвой собственных обид, они обрели новое чувство свободы и способности управлять своей жизнью. Направив связанную с обидой энергию на конструктивные решения, они сделали шаг к тому, чтобы вести такую жизнь, какую хотят сами. А это, в свою очередь, укрепляет способность организма бороться с раком и улучшает качество жизни.

Оценка динамики эмоционального состояния

Результаты применения теста «Нарисуй историю»

Тест «Нарисуй историю» (Копытин А. И. 2003), связан с тем, что испытуемые получают набор стимульных рисунков с изображением людей, животных и предметов. Им предлагается выбрать любые два рисунка, представить, что может происходить с изображенными персонажами и предметами, а затем создать свой собственный рисунок, отражающий то, что автор придумал. Для оценки результатов используются две шкалы: шкала эмоционального содержания рисунков и шкала образа «я».

Каждая из шкал предполагает пятибалльную систему оценки, позволяющей дифференцировать изображения, в зависимости от их эмоционального содержания, начиная с рисунков с выраженным отрицательным содержанием (изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей, либо деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни), оцениваемых в 1 балл, и заканчивая рисунками с выраженным положительным содержанием (изображение счастливых или успешных и предпринимающих активные действия персонажей, либо отношений любви или заботы), оцениваемыми в 5 баллов.

Шкала образа «я» также предполагает пятибалльную систему оценки и позволяет дифференцировать рисунки, в зависимости от того, с каким персонажем автор рисунка себя идентифицирует. Если испытуемый идентифицирует себя с одиноким, беспомощным, грустным, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертельной опасности персонажем, его образ «я» оценивается в 1 балл. Если он идентифицируется с испуганным, фрустрированным или несчастным персонажем, его образ «я» оценивается в 2 балла. Если он идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо его образ «я» неясен (если, например, он идентифицируется с рассказчиком), его образ «я» оценивается в 3 балла. При идентификации со счастливым и довольным, но пассивным персонажем образ «я» оценивается в 4 балла, а при идентификации со счастливым, достигающим своей цели и активным персонажем, либо тем, кого любят, образ «я» оценивается в 5 баллов.

Чем ниже оценка, тем в более негативном эмоциональном состоянии находится автор рисунка. Это, в частности, может быть связано с наличием у него клинической депрессии, агрессивной настроенности и т. д. Более низкие оценки по шкале образа «я», в свою очередь, также указывают на эмоциональное неблагополучие. Такие оценки можно рассматривать, как признак негативного отношения испытуемого к себе самому, что также может быть признаком депрессивного состояния. В своем исследовании я исходила из предположения, что по мере стабилизации эмоционального состояния участниц группы и изменения их отношения к себе на фоне арт-терапии, будут повышаться оценки их рисунков. Балльные оценки первого и второго рисунков участниц группы приводятся в Таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Оценки рисунков участниц  группы во время первого тестирования

Шкала

Имя

Баллы

1

Проекционная шкала эмоционального содержания

Айсте

Мигле

Аста

Силва

2

5

3

4

2

Шкала образа „Я“

Айсте

Мигле

Аста

Силва

2

5

3

3

Таблица 3 Оценки рисунков участниц  группы во время повторного тестирования

Шкала

Имя

Баллы

1

Проекционная шкала эмоционального содержания

Айсте

Мигле

Аста

Сильва

5

5

4

4

2

Проекционная шкала эмоционального содержания

Айсте

Мигле

Аста

Сильва

5

5

4

4

При сравнении результатов первого и второго тестирования видно, что оценки по обеим шкалам у трех участниц повысились. У Мигле они изначально были максимальны и такими же остались. Повышение оценок указывает на стабилизацию эмоционального состояния участниц группы, формирование у них положительного, оптимистического взгляда на мир и свои возможности.

Привожу описание рисунков, созданных некоторыми участницами группы в начале и в конце курса арт-терапии. Свой первый рисунок Айсте назвала «Одинокие». Он сопровождался следующей историей: «Красивый мир. Солнце светит. Спокойствие. Разные жизни под тем же солнцем, под той же теплотой, но будто неживые, каждая в себе. Только несколько птиц. Вдали лодка, в которой, может быть, человек. Может, он заплывет на этот берег, чтобы берег ожил, но нужно ли это берегу?» Рисунок оценивается по обеим шкалам в 2 балла.

Второй рисунок Айсте сопровождала такая история: «Жила счастливая девушка – летала легкая и свободная по своим лугам, радовалась солнцу, цветам, небу. Неожиданно она встретила человека, похожего на нее, такого же свободного и счастливого. И ему казалось, что в его доме не хватает как раз ее! Любовь и теплота юноши манили ее все сильнее. Бежать обратно она не хотела, идти вперед боялась. Но когда решилась, спросив у своего сердца, с покоем на душе пошла в свой новый дом, веря в любовь и в того человека, которого она встретила». Этот рисунок был оценен по обеим шкалам в 5 баллов.

Первый рисунок Асты назван «Гости»: «В гости пришла подруга. Присели поболтать» (оценка рисунка по обеим шкалам – 3 балла). Второй рисунок Асты, созданный в тесте «Нарисуй историю», был назван «Жизнь в море»: «Сегодня буря утихла. Море спокойно гонит волны. В нашем доме спокойно, звучит тихая музыка и все хорошо, хорошо…». Оценка рисунка по обеим шкалам – 4 балла.

Результаты применения рисуночного теста «Автопортрет»

При выполнении данного теста участницы группы должны были создать графический автопортрет и дать себе десять вербальных характеристик. Данный тест, как и тест «Нарисуй историю», выполнялся дважды – в начале и в конце курса арт-терапии.

Сравнивая вербальные характеристики Айсты, данные ею себе в начале и в конце курса арт-терапии, можно отметить усиление более положительных характеристик. Что касается ее рисуночного автопортрета, то на первом портрете она нарисовала только лицо. Много стирала и подправляла рисунок. Глаза на портрете выразительные, зеленые, но «пустые», так как она не нарисовала зрачки. Нет ушей.

На втором автопортрете она нарисовала себя во весь рост. Длинные волосы, подчеркнуты ресницы, венок на голове, цветы в руках, глубокое декольте. Этот ее портрет не соответствует действительности, но это то, что она ощущает внутри. Она чувствует, что эту весну встретит как женщина и позволит себе помечтать.

Сравнивая вербальные характеристики, данные Мигле самой себе в начале и в конце курса, также можно ответить усиление положительных характеристик. Во второй раз она говорит о себе только хорошее. Любит семью. Это очень важно, так как у нее были разногласия в семье, а в процессе работы отношения с мужем потеплели.

В начале занятий  она нарисовала себя в профиль. Простым карандашом нарисованы ухо, волосы и шея. В конце занятий, как и Айсте, она нарисовала себя в полный рост. Руки сначала были не в карманах. Но ей не понравилось, как она нарисовала ладони. Ноги тоже спрятаны в траве, потому что не сумела их нарисовать. Серьезная. Нарисовала себя стройнее, чем есть. Хотя без ступней, но уже стоит на земле. Для нее это очень важно. Появилось желание жить для себя.

Характеристики в вербальном портрете Асты в результате арт-терапии изменились мало. Примечательно, однако то, что она начала обращать на себя внимание, о чем говорит такое определение, как «становлюсь интересной сама себе». На рисуночном портрете в начале работы видна только голова. Самое большое место занимают волосы. На лице – улыбка, но портрет нерадостный. Чувствуется жесткость.

На втором рисунке она себя нарисовала в образы благородной дамы. Появились такие детали, как шляпка и цветок. Очень акцентированы глаза. Также, как и на первом рисунке, она выглядит очень серьезной. Сравнивая вербальный и рисуночный портрет „я“ Асты в начале и в конце арт-терапии, можно отметить, что во втором варианте она больше уделила себе времени и нарядила себя. Для нее это стало важно.

Сравнивая оба вербальных образа „я“, можно отметить произошедшие в ней изменения. Строгая „я“ превратилась в нежную, летающую «я». В рисуночном автопортрете в начале занятий акцентировала глаза с ресницам и зрачками, изобразила себя всю в черном. Второй портрет — также  с акцентом на глазах, но теперь они синие, не такие испуганные. Сама мягче, нет яркой границы между телом и головой, как в первом рисунке. Больше стало волос, появились сила, зрелость.

Сравнив вербальный и рисуночный образ „я“ Силвы, видим, что она изменилась. Не стало требовательной Силвы, она стала терпеливая и внимательная.

Можно также отметить, что все женщины созданные ими образы „я“ связывали в основном с рефлексивными и физическими характеристиками.  Духовные характеристики не использовались, хотя в ходе курса арт-терапии мы касались понятия духовного и «божественного» «я» в человеке. Первый портрет у всех включал только изображение головы. Во втором портрете уже появились две фигуры.

Анализ словесного описания рисунков участницами группы

Мной отмечены значительные изменения в словесном описании участницами группы своих рисунков. К концу курса арт-терапии рисункам стало придаваться другое эмоциональное содержание. На первом этапе созданной продукции придавалось отрицательное эмоциональное содержание. Затем постепенно стали появляться положительные описания рисунков, которые стали преобладающими к концу курса. 

Оценка жизненных приоритетов

В качестве еще одного инструмента оценки динамики состояния и интересов участниц группы выступал тест на ранжирование 12 понятий, обозначающих различные жизненные явления. Женщины должны были записать слова в определенном порядке. На первое место они должны были поместить слово, обозначающее наиболее важное для себя явление и т. д..

Как видно из Таблиц 4-7, во время первого занятия большинство участниц группы отводили себе одно из последних мест. Во время же последнего занятия их «я» стало для них гораздо более важным.

Табл. 4 Жизненные приоритеты Айсте

Во время первого занятия

Во время последнего занятия

Родители

Я

Друзья

Сексуальный партнер

Единомышленники

Дети

Работа

Родители

Деньги

Деньги

Творческая эволюция

Друзья

Увлечения

Единомышленники

Сексуальный партнер

Работа

Дети

Увлечения

Животные

Творческая эволюция

Развлечения

Животные

Я

Развлечения

Табл. 5 Жизненные приоритеты Асты

Во время первого занятия

Во время последнего занятия

Работа

Дети

Дети

Я

Партнер

Партнер

Родители

Увлечения

Я

Творческая эволюция

Деньги

Родители

Друзья

Работа

Единомышленники

Деньги

Животные

Единомышленники

Развлечения

Друзья

Увлечения

Развлечения

Творческая эволюция

Животные

Табл. 6 Жизненные приоритеты Силвы

Во время первого занятия

Во время последнего занятия

Дети

Дети

Развлечения

Развлечения

Увлечения

Единомышленники

Деньги

Друзья

Единомышленники

Деньги

Друзья

Сексуальный партнер

Работа

Я

Творческая эволюция

Творческая эволюция

Родители

Родители

Сексуальный партнер

Увлечения

Я

Работа

Животные

Животные

Табл. 7 Жизненные приоритеты Мигеле

Во время первого занятия

Во время последнего занятия

Дети

Дети

Животные

Родители

Родители

Я

Друзья

Сексуальный партнер

Увлечения

Единомышленники

Развлечения

Деньги

Культурная эволюция

Творческая эволюция

Сексуальный партнер

Друзья

Деньги

Животные

Работа

Увлечения

Единомышленники

Работа

Я

Развлечения

Заключение

Применение набора оценочных методик, таких, как тест «Нарисуй историю», вербальный и графический автопортрет, содержательный анализ рисунков указывает на положительные изменения в эмоциональном  состоянии участниц группы, произошедшие за  период занятий.

Мной также отмечены положительные изменения образа „я“ участниц группы в процессе занятий. К концу курса арт-терапии стали преобладать положительные характеристики образа «я». Стали более активно проявляться чувства уверенности в себе и собственной полноценности. Хотя курс арт-терапии был относительно непродолжительным, проведенное мной исследование может подтверждать определенные терапевтические эффекты проводимой мной работы.

Литература:

Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. СПб.: Питер, 1998.

Гнездилов А. В. Путь на Голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике в хосписе. СПб.: Клинт, 1995.

Копытин А. И. Тест «Нарисуй историю». СПб.: Речь, 2003.

Мальчиоди К. Арт-терапия и мозг//Арт-терапия: новые горизонты (под. Ред. А. И. Копытина), Москва: Когито-Центр, 2006, С. 319-331.

Anand S., Anand V. (1999) Art Therapy with Laryngectomy Patients// Medical Art Therapy with Adults (ed. вy C. Malchiodi). London: Jessica Kingsley Publishers. P. 63-85.

Baron P. (1989). Fighting Cancer with Images// Advances in Art Therapy (ed. By H. Wadeson). New York: Wiley and Sons. P. 148-168.

Benson H. (1996) Timeless Healing. The Power and Biology of Belief. New York: Scribner.

Gabriels R. (1999) Treating Children with Asthma. A Creative Approach//Medical Art Therapy with Children (ed. by C. Malchiodi). London: Jessica Kingsley Publishers. P. 95-111.

Hiltebrand E. (1999) Coping with Cancer through Image Manipulation//Medical Art Therapy with Adults (ed. by C. Malchiodi). London: Jessica Kingsley Publishers. P. 113-135.

Lusebrink V. B. (1990) Imagery and Visual Expression in Therapy. New York: Plenum.

Malchiodi C. (1999a) Medical Art Therapy with Adults. London: Jessica Kingsley Publishers.

Malchiodi C. (1999b) Understanding Somatic and Spiritual Aspects of Children’s Art Expression//Medical Art Therapy with Children (ed. by C. Malchiodi). London: Jessica Kingsley Publishers. P. -173-195.

Сведения об авторе:

Моцкувене Аудроне –  художественный педагог; с 2005 г. по 2007 г. проходила двухгодичную программу переподготовки по арт-терапии на базе Санкт-Пентербургской государственной академии постдипломного педагогического образования. Участвует в различных арт-терапевтических проектах, проводимых в образовательных и социальных учреждениях в г. Клайпеда, Литва.

Материал предоставлен психологическим порталом www.mental.ru



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.