Авантюра Коллекции Ар Брют: история алмазов и жаб

Не принимающий произведения «слишком благоразумные, отлакированные, безобидные, слишком значительные и церемонные»2, бывший виноторговец, ставший художником, приготовился отправиться на поиски произведений ещё не открытых, существующих в тени, которым суждено полностью захватить его и держать в напряжении целых сорок лет.

Разыскивать, коллекционировать, расшифровывать, изучать, экспонировать, опубликовывать: Ар Брют и его произведения будут неустанно, неутомимо занимать его душу и тело до конца жизни.

С самого начала своих поисков, во время поездки по Швейцарии летом 1945 года, ставшей легендарной, Дюбюффе приходит в восторг от плодотворности своих находок. Театральные композиции Алоизы, статуэтки из хлебного мякиша Базельского Узника, картины с вкраплениями музыкальных знаков, воображаемые музыкальные пьесы Вёльфли его завораживают как по технике исполнения и способу презентации, так и по иллюстративному выбору. Фантазия и изобретательность артистов лихорадочно галопируют, невзирая на нормы и условности традиционной западной культуры. Без сомнения, он нашёл необработанные алмазы, в их первозданной оболочке. И с упомянутыми «жабами».

Он не теряет времени даром. Очень скоро Дюбюффе решает воплотить свои изыскания в жизнь, продолжая авантюру диссидентства. В 1948 году он основывает в Париже Компанию Ар Брют, окружённый друзьями-писателями, такими, как Андре Бретон, Жан Полан и Анри-Пьер Роше. Совместно они организуют многочисленные выставки и занимаются подготовкой небольших монографических публикаций, посвящённых этим необычным, своеобразным, в каком то смысле первобытным создателям.

И если в целом царит воодушевлённая атмосфера, то она несёт нотки конфиденциальности, и даже нелегальности. С одной стороны, Центр Ар Брют находится в случайных местах, сначала в кратковременно приспособленном подвале одной из художественных галерей Парижа, затем в маленьком павильоне, предоставленном издателем Гастоном Галлимаром. И в особенности, с другой стороны, Дюбюффе считает, «что смягчённый полумрак подходит произведениям искусства как нельзя лучше», и что он хотел бы сохранить в данном пространстве «характер несколько частный, с оттенком секретности».

Тем не менее, ассоциация процветает, коллекция обогащается и количество поступлений приумножается, до такой степени, что знаменитый галерейщик Рене Друэн посвящает в 1949 году, в самом сердце Парижа, значительную экспозицию Ар Брют, привлекшую огромное стечение публики; Альберт Камю, Поль Элюар, Жан Кокто, Анри Мишо, Клод-Леви Страусс и Тристан Цара в том числе, открывают её для себя.

Дюбюффе подписывает текст каталога, имеющего значение манифеста, и озаглавленного ниспровергающее «Ар Брют предпочтительнее искусства окультуренного».

И всё таки, с течением времени ассоциация выдыхается. Тесные помещения, недостаток финансовых средств, нехватка персонала в сочетании с некоторой пассивностью членов вынуждают Дюбюффе принять предложение его друга, художника Альфонсо Оссорио. Вся коллекция Арт Брют отправляется в Соединённые Штаты, предназначенная занять место в резиденции американского художника, в Ист-Хамптон, близ Нью-Йорка. Организация в 1951 году расформировывается и поиски резко прекращаются. В течение десяти лет американской ссылки, произведения не выставляются, за исключением экспозиции в нью-йоркской галерее, и никакие новые приобретения не реализуются.

В продолжение этого периода Дюбюффе уменьшил свою активность по Ар Брют, направив исследования в область собственной творческой авантюры. Но уже в конце 50-х годов пламя оживает. Дюбюффе затевает новые проекты, возобновляет владение коллекцией и располагает её в большом здании на улице Севр, в Париже, которое становится офисом хранилища коллекции, а также учебным центром. Ассоциация вступает в период расцвета. Он окружает себя постоянными сотрудниками, возобновляет многочисленные исследования, возвращаясь на прежние пути и восстанавливает всё, пропущенное за десять лет. Образуются новые связи, приобретения поступают в изобилии и обогащают коллекцию, несмотря на трудности, присущие открытию новых случаев. При этом Ар Брют ведёт одинокое существование в тайне и молчании. В эту эпоху произведения остаются окружёнными ореолом конфиденциальности, поскольку институт остаётся закрытым для публики и дверь приоткрывается только для очень заинтересованных. Дюбюффе убеждён, что настоящее произведение искусства создаётся вне культурной среды и что оно остаётся абсолютно чуждым для неё. Однако этот закон молчания, в его первоначальном понимании, будет соблюдаться недолго и впредь Дюбюффе отступит от него, предпринимая с 1964 года регулярные публикации значительных монографий, посвящённых основным авторам Ар Брют, и особенно организацию обширных выставок своих коллекций, которые будут представлены в Парижском музее Прикладного Искусства в 1967 году, и собравших подборку из 700 произведений.

Но Дюбюффе не останавливается на этом. Мастер противоречий и ниспровержений, он принимается за поиски сообщества, которое обеспечило бы публичный статус коллекции. В 1972 году он дарит городу Лозанне в Швейцарии пять тысяч произведений Ар Брют, терпеливо собранных и сохранённых в течение сорока лет, тайно экспонируемых и изучаемых. И однажды, в 1976 году, в замке VIII века, Музей Ар Брют открывает двери публике. Произведения, предназначенные оставаться в тени и неизвестности, парадоксальным образом увидели свет в абсолютно немузейной атмосфере. Троянский конь Дюбюффе вырвался на свободу.

Более тридцати лет произведения сумрака и смуты переживают всё возрастающий резонанс, и музей принимает посетителей со всего мира. Регулярны также новые поступления, увеличивающие завороженность публики, для которой открытие постоянной коллекции и временных экспозиций становится непредвиденным приключением; что показывает особую восприимчивость к призывам Арт Брют, являющимися в одновременно эмоциональными и интеллектуальными. Как следствие, произведения этих своеобычных авторов адресуются взору зрителя, взывая одновременно к его духу.

И в дополнение, каждый создатель творит в атмосфере отрешённости, реального ухода в себя, но при этом свидетельствует о настоящем восхождении, вознесении личности, которая превосходит саму себя, выходя на новое видение творчества. Автор Ар Брют творит в тысяче километрах от простодушия в наивности. Он водится с богами и демонами, упиваясь дикостью, чародейством и ниспровержением.

*Слово жаба «crapaud»,во французском языке также означает и пятна на поверхности алмазов (- прим. переводчика).

1) Ж. Дюбюффе, «Заметки для знатоков филологии» (1945), в «Проспект и всё написанное после», Париж, Галлимар, 1967, l, С.88.

2) Ж. Дюбюффе, «Наброски к народной конференции по живописи» (1944), в ПЕС оп.сит ., l. С.47.

Текст впервые опубликован в каталоге экспозиции «Дюбюффе & Ар Брют», Дюссельдорф, Музей кунст палас, 2005 и любезно представлен автором для сборника «Странный художник».

Статья предоставлена: ИНОВИДЕНИЕ — Выставка творчества душевно иных

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.