Стоит на неделю уединиться в лесу, как природа начинает упрямо доказывать, что в каждом из нас дремлет Маугли. Запах костра чувствуешь за сотни метров. Из множества звуков вольно выделяешь тревожные крики птиц, треск ветви, сломавшейся от неосторожного движения зверя, начинаешь выбирать маршрут не по азимуту, а по чуть заметным тропам, которые выходят к нужному месту в обход непролазного валежника, глубоких оврагов и крутых косогоров…
И вот на привале, сомлев от кружки пакетированного чая и высокотехнологичного в своем производств пряника, невольно задумываешься о той мощной силе взаимодействия с природой, которую мы утратили в погоне за ростом благосостояния. Логично предположить, что наблюдаемые нами чудеса чуткости и восприятия тонких материй леса, луга, гор для человека ранних эпох были жизненно важны.
Как же распознать инстинкты пращуров, незримо, но твердо управляющие поведением современного человека? Ответ следует искать в жизни растений и животных, в обстоятельном анализе своего поведения.
Начнем со звериных троп, которые удивляют человека своей удачной траекторией. Оптимальный маршрут перемещения по территории — это не только способ сэкономить силы для обучения молодняка, поддержания социальной структуры группы, защиты пространства обитания и добываемого пропитания. Сеть путей перемещения представляет собой экологически обусловленную систему инфраструктурных элементов, соединенных между собой чередой переходов. Она обеспечивает минимум затрат на поиск добычи в местах ее наиболее частого присутствия, посещения мест вторжения чужаков, расположения водопоев, дневных лежек, постоянных убежищ, путей и мест спасения от хищников и охотников.
Система рационального использования обитаемого участка — это эволюционный продукт, которым пользуются многие поколения. Так, кабанья тропа — настоящая магистраль: здесь на путях перемещения животных стерегут добычу хищники и находят пропитание двукрылые насекомые (гнус).
Среда, храня в себе суммированный результат воздействия организмов, накапливает информацию, то есть служит своеобразным аппаратом памяти. Кроме того, она выполняет функцию каналов передачи, механизма обработки информации, архивирования и воспроизведения. С этой позиции среду можно считать сигнальным биологическим полем.
Сигнальное поле объединяет запаховые, оптические, акустические и другие поля.
По материалам статей А. Емельянова.
Ясная Валентина