Из многих функций, которые выполняет семья, важнее всех воспитательная. Однако катаклизмы, происходящие в современном обществе, и экономические трудности тормозят адаптацию семьи, негативно сказываются на воспитательной роли. Очевидно, что сегодня семья не готова взять на себя всю ответственность за социализацию детей.
Однако семья не является изолированной микросредой: многоканальные связи соединяют ее с обществом; разнообразные внешние факторы влияют на ее воспитательную функцию. Важное место здесь занимают учреждения образования, педагоги, которые благодаря профессиональному образованию обладают необходимыми психолого-педагогическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, важной составляющей в педагогическом треугольнике является основа «ребенок — родители — учитель». Важная функция координации воспитательных действий семьи в современных условиях возложена на образовательное учреждение, и от того, как организована и реализована работа с родителями каждого учебного заведения и каждого его отдельного класса, во многом зависит успешность процесса обучения и воспитания детей. Существенным по своей значимости задачей является широкое привлечение родителей, всех взрослых членов семьи к сотрудничеству с педагогическим коллективом, к активному участию в жизни учебного заведения, класса.
Организацию работы с родителями в современном образовательном учреждении условно можно разделить на следующие направления:
1) изучение семей учащихся, их воспитательного потенциала;
2) привлечение родителей, всех взрослых членов семьи к учебно-воспитательному процессу, как равноправных участников, интеграция усилий и гармонизация взаимоотношений педагогического коллектива и общественности по созданию благоприятных условий для эффективной работы образовательного учреждения;
3) формирование педагогической культуры современной семьи и помощь родителям в их психолого-педагогическом самообразовании;
4) коррекция воспитательной деятельности семей с разным типом семейного неблагополучия.
Успех организации работы с родителями во многом зависит от личности и авторитета педагога, его профессионализма, высоких моральных, человеческих качеств, умения общаться с родителями, коллегами, детьми. Учитель начальных классов, а в дальнейшем школьной жизни детей — классный руководитель — это педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность с коллективом учащихся класса, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурной работы, способствует взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в создании надлежащих условий для выполнения задач обучения и воспитания, развития учащихся, их социальной защиты.