Возвращаясь из самого далекого уголка Ленинградской области, размышляя над названием этой статьи, мы долго ломали голову. С одной стороны, хотелось, чтобы оно было кратким и строгим, соответствовало суровому стилю мероприятия. С другой же, хотелось сделать его пафосным, чтобы оно передавало весь смысл того, что там, в Вепсском Лесу, происходило.
Остановились на том, что решили поиграть с понятием «экстрим», довольно избитым в нашем деле и применяющемся в повседневной жизни для усугубления ощущений от «отдыха» весьма праздно, как оказалось.
О Вепсском Лесе ходит множество слухов. Слава о жесткости этого трофи-рейда не дает покоя многим соратникам по цеху покорения Российского бездорожья. О нем слышали все, но мало кто решался там побывать, а тем более поучаствовать. А те, кто там бывает регулярно, много не болтает, обладает определенным характером, и никак не способствует делу распространения информации в массах. Таким образом, круг замыкается, и узнать что-либо в интересных подробностях не представляется возможным.
Воспользовавшись ситуацией, команда «Вирус Свободы» решила убить сразу нескольких зайцев. Мы поехали туда не только за тем, чтобы самим воочию убедиться, что это действительно самое экстремальное соревнование на внедорожниках, но и чтобы сделать уникальный репортаж о знаменитом событии, о котором все слышали, но почти никто ничего не знает.
Любопытство и азарт сделали свое дело. Непростительно поехать туда и не участвовать. Было принято решение выступать в категории «Туризм», ибо название этой категории весьма мирное, обещающее красивые виды природы, возможность сделать достойные фотографии для журнала, а так же успеть, не спеша, пообщаться с участниками и организаторами соревнования. Слово «туризм» ввело нас в заблуждение, но об этом ниже.
Итак, вернемся к тому, что имеется в виду, когда речь идет о разных жанрах экстрима. Мы привыкли к тому, что в проводимых обычно мероприятиях, именуемых экстремальными, присутствуют один-два аспекта экстрима. Это может быть замысловатая трасса или хитрые правила игры, коварное время года или усугубившая условия погода.
Здесь же организаторы достигли уникальности тем, что собрали весь экстрим в один большой букет, название которому Вепсский Лес. Это — природа, погода, автомобили, трасса, грунт, отсутствие связи, отсутствие эвакуации, люди, правила, и многие другие составляющие. Некоторые из этих ингредиентов не только заслуживают, но и требуют более тщательного анализа и уточнения.
Природный парк «Вепсский лес» — своеобразный музей под открытым небом. Вдалеке от суеты больших городов, шума автомобильных дорог и звонков мобильных телефонов на самом краю Ленинградской области уцелел островок нетронутой природы, экологически чистый, заповедный край. Край сотен озер, множества рек, богатых рыбой, родников с хрустальной водой, нетронутых участков тайги с разнообразным растительным и животным миром.
Здесь на водоразделе бассейнов Балтийского и Каспийского морей сохраняются в первозданном виде уникальные природные комплексы и объекты. Здесь традиционно проживает малая народность России — вепсы, имеющие самобытную культуру, свой язык и традиции. Река Оять — одна из самых красивых и интересных рек на территории природного парка «Вепсский лес». На склонах ее берегов и раскинулся наш лагерь. Но не будем забегать вперед, а расскажем все, как было по порядку, в хронологической, так сказать, последовательности.
Итак, подготовка к соревнованию не была спонтанной, хотя, оглядываясь назад, можно было учесть некоторые детали. Мы планировали ехать в качестве журналистов на своем экспедиционном Land Cruiser 100GX, именуемой в кругах осведомленных 105-кой. Это уникальный автомобиль, легендарная надежность которого поражает уже далеко не первое поколение джиперов всего мира. Нам предстояло проделать по предварительным расчетам около 3500 км.
Экипаж из трех человек — пилот Осадчук Василий и два штурмана Андрей Алексеенко и Андрей Снегирев. Но жизнь вносит свои коррективы. Интерес к мероприятию не замедлил ждать изменений в составе экспедиционеров. К нам присоединяются оператор и журналист, которые будут снимать фильм об альтернативных видах отдыха современных горожан. И вот нас уже пятеро, зеркало заднего вида забыто за ненужностью, под потолок вещей и оборудования, и мы уже в пути!
Благо, что экипаж наш уже слаженный, за плечами недавняя экспедиция в Арктику тем же составом. Здесь следует сделать отступление и обратить внимание читателя на то, что успех экспедиции зависит напрямую от человеческого фактора. То, как подобрана команда и как разные, каждый по своему уникальные люди, могут находиться вместе длительное время, определяет атмосферу в коллективе. Если в мирской жизни есть в тебе что-то негативное или затаенное, в экстремальном путешествии, когда все чувства и инстинкты обостряются, скрыть это невозможно, и оно выходит на поверхность, ставя всю экспедицию под угрозу срыва.
Чтоб не ошибиться, мы непроверенных с собой не берем, хотя и даем возможность молодежи показать себя. Пока что ни одной осечки не было. Все члены команды «Вирус Свободы» прошли экзамен на прочность в коллективе. «Парня в горы с собой бери, не бросай одного его, там он в связке с тобой одной, сам поймешь, кто такой». Ведь для нас экспедиция — это не только сама поездка. Это наши отношения, прошлые и будущие, наши воспоминания, наша работа, наша жизнь, наконец. И допустить осечку здесь смерти подобно. Да и ответственность велика. Подобрав неправильно команду, рискуешь за несколько дней поломать то, что строилось годами.
Продолжение…
Осадчук Василий ХайВей