Первое ругательство

Матерное слово — это ругательное слово. Используется в трех случаях:

1. Как оскорбление, когда хочется кого-нибудь задеть.
2. Как слово — паразит.
3. Как матерное слово, нужное для разрядки при обстоятельствах, требующих разрядки.

Изначально, в давние-предавние времена, матерные ругательства несли совершенно другую нагрузку. Это были словесные обереги. Некое заклинание, для того чтобы уберечь себя и близких от таинственных сил, которыми был окружен человек в те времена. Конечно, нужно оговорится, что те матерные ругательства не были похожи на нынешние. Ими обзывали близких, чтобы лихо-беда подумала, что этот человек и так чего-то лишен.

Ту же смысловую нагрузку несли и имена. Часто детей называли Негляд, Нелюба.

Всем известна присказка «ни пуха, ни пера». Сейчас люди говорят ее, не задумываясь о глубинном смысле, чтобы пожелать удачи друзьям и близким в каком-либо испытании. А в действительности это заклинание говорили охотнику, чтобы лесная нечисть не поняла, что он идет на охоту.

В принципе, третий случай современного использования матерного слова, о котором я говорила чуть выше – это тоже своего рода магическое заклинание. Если мужчина говорит «б-дь», когда его подрезает другая машина – это атавизм из прошлого. Подсознательное желание, чтобы беда прошла стороной.

Когда  ребенок произносит это слово впервые, то это является обычным подражанием значимому взрослому без какой-либо смысловой нагрузки, либо повторением за сверстниками. В зависимости от того, с каким смыслом его произносили взрослые и как они отреагируют на это слово в устах ребенка, зависит, как часто и каким образом ребенок будет его использовать.

Рассмотрим оба случая возникновения ругательства в жизни ребенка:

В детстве дети воспринимают мир не критично, без оглядки на моральный облик совершаемого вокруг. Ему все ново, все хочется попробовать. Исследовательский инстинкт развит хорошо. За неимение возможности сформировать свое собственное поведение, малыш слепо копирует поведение значимых для него взрослых, позже сверстников.

Если окружающие его взрослые используют матерные слова, то и ребенок будет их использовать. Сначала просто подражая взрослому, а позднее используя их по тому же предназначению, что и взрослый.

Если мама с папой не решают свои проблемы конструктивно и забрасывают друг друга оскорблениями иногда матерного характера, то и их ребенок при возникновении трудностей не будет искать пути их решения, а будет ругать оппонента (родителей, друзей).

Если в семье принято перемежать речь матерными словами, то вероятность того, что одним из первых слов ребенка тоже будет матерное слово. И впоследствии он будет перемежать ими свою речь также, как тот (или те), кто выбрал матерное слово своим паразитом.

Также есть вероятность появления матерных слов в речи ребенка, если мама или папа используют их для разрядки аффекта. Например, уронила мама любимую кружку и в сердцах крикнула «б-дь». Ребенок также начнет использовать это слово для обыгрывания и разрядки своих аффектов.

Иногда случается (в семьях, где использование матерных слов является табу), что ребенок приносит матерные слова от сверстников из детского садика или школы.

Что же делают в подобных случаях?

Обычно родители наказывают ребенка за употребление матерного слова и накладывают на его произнесение табу, запрет.

К чему это приводит?

Во-первых, после наказания ребенок получает психологическую травму. Почему нельзя произносить слово, которое произносят другие? Если это слово плохое и его произносить нельзя, то почему другим можно?

Тут возникает невротическое противоречие. Другим можно произносить это слово, потому что они плохие. Плохое слово произносят только плохие (как часто услышишь от родителя – ты плохой мальчик, что ругаешься).

Получается, что плохи друзья, или родственники, от которых он это услышал.

Если друзей послушный ребенок еще может начать воспринимать, как плохих, то с родственниками сложнее.

Если мама, папа, бабушка, дедушка матерятся или изредка используют матерные слова, то ребенок встает перед вопросом: «если материться плохо и это делают плохие люди, то, значит, мои родственники – плохие?». Что является невозможным, потому что ребенок пока не может совместить противоречие, что человек может одновременно делать плохие и хорошие поступки и может быть и хорошим и плохим. Для него если плохой, то плохой. Если хороший, то хороший.

В момент этих рассуждений ребенок начинается метаться: если тот, кто говорит матерные слова плохой, то и родственник плохой. А родственник (мама или папа) не может быть плохим, значит это САМ РЕБЕНОК ПЛОХОЙ. Он расстроил родителей, он лишился привилегий.

В зависимости от конституции ребенок после этого либо терзается чувством вины всю жизнь, либо становится асоциальным. Если я плохой, то мне можно совершать плохие поступки.

И получается, что родители, с самыми благими намерениями – делают ребенку больно и невротизируют его с самого детства.

Что же делать?

Перво-наперво, нужно задать ребенку вопрос – где он услышал это слово, и действовать соответственно:

1. Если он услышал это слово во время ссоры в семье, то нужно постараться, во-первых, перенести ссоры вне область зрения ребенка, а во-вторых, обдумать возможность более конструктивного решения семейных проблем, не используя оскорбления, в том числе матерного характера.

Ребенку же объяснить, что иногда, в пылу ссоры у взрослых вырываются оскорбления. Но лучше так делать не надо. И что они постараются так больше не делать. А если малыш повторит это слово на улице или в детском саду (школе), то может нечаянно кого-нибудь обидеть.

2. Если он слышит матерные слова постоянно (например, дедушка или папа или другой родственник используют их для замены слов и целых смысловых предложений), то тут желательно как можно полнее изолировать ребенка от этого человека. Дела в том, что подобные слова-паразиты, в силу низкого интеллектуального уровня и воспитания человека, почти не истребимы. Переделать такого человека почти невозможно. Ребенок, будучи уверен, что это наилучший способ функционирования – вырастит таким же, не считающим нужным иметь хороший словарный запас и уметь выражать свои мысли не одними междометиями. Сейчас, в наступающую эпоху не очень качественного образования – тенденция к употреблению слов-паразитов увеличивается.

В любом случае, наказывать ребенка за употребление бранных слов, когда родственники говорят только на ни них – это бесполезный и травмирующий процесс.

3. Если же он услышал матерное слово от отца, который в сердцах руганулся, когда его подрезала другая машина, то тут нужно рассказать ребенку о том, что иногда используют это слово в крайних случаях. Рассказать о магическом смысле ругательства и о том, что оно дает требуемую человеку разрядку. Что так использовать матерное слово можно, но злоупотреблять им совершенно не нужно, а то оно потеряет свои свойства.

4. Если ребенок принес матерное слово, услышав его от друзей, то тут нужно подумать, а не слишком ли в Вашей семье табуируются матерные слова. Если чему-то придается слишком большое значение – вкладывается слишком много энергии, то вероятность того, что это передастся ребенку и перерастет в невроз довольно большая. В такой семье употребление матерных слов будет осуждаться (что повлечет возникновение у ребенка чувства вины), друзья их передавшие ребенку – демонизироваться и изгоняться. Любой запрет – всегда вызывает к нему интерес. И в будущем, ребенок будет стремится к нарушению запрета. Что будет сопровождаться наслаждением и виной. Такая гремучая смесь может привести к депрессивным состояниям и суициду.

Дорогие взрослые, любите своих детей, не осуждайте их за то, что они не соответствуют каким-то канонам. Помните, что неосторожное слово осуждения, брошенное ребенку в стократ хуже употребленного самим ребенком матерного слова.

Курбатова Мария, координатор Проекта “СВОЙ психолог

Проект “СВОЙ психолог” — это база психологов в разных городах.

Найди здесь СВОЕГО психолога!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.