Школа злословия

Интервью с детским психологом о самых распространенных проблемах первоклассников.

Первого сентября, глядя на своего нарядного малыша с огромным букетом, родители с умилением смахивают слезы и радуются, что в жизни ребенка начинается новый этап. Важность этого этапа сложно переоценить: от того, как ребенок будет чувствовать себя в школе, во многом зависит его дальнейшая жизнь — отношение к себе и окружающим, интересы и цели, умение общаться с людьми. Но, к сожалению, часто вместе с шагом в эту взрослую жизнь у ребенка начинаются не менее взрослые проблемы. И чаще всего в трудный момент именно помощь и поддержка родителей нужны школьнику больше всего. О том, как родители могут помочь ребенку в решении школьных проблем, рассказала семейный психолог клиники «Инсайт» Анна Бердникова.

Сейчас школы предъявляют такие требования для первоклашек, что если ребенок к 7 годам не читает, это считается отклонением. Так ли это? Когда нужно начинать подготовку к школе?

Неумение читать и писать в семь лет не считается отклонением, хотя сензитивный (наиболее подходящий) период для освоения чтения 5-6 лет. Начиная с этого возраста, ребенок вполне осознанно может обучаться чтению и с интересом читать. Учить читать до школы необходимо в первую очередь для душевного комфорта ребенка в классе, куда он придет и где подавляющее большинство детей умеет читать — и, соответственно, учитель будет ориентироваться, скорее, на читающее большинство.

Многие родители жалуются на то, что их ребенку сложно учиться, потому что неинтересно. Как можно его заинтересовать?

Чтобы ребенку было интересно, необходимо развивать его желание познавать: отвечать на вопросы, когда он пребывает в возрасте «почемучки», не отмахиваться от них, личным примером демонстрировать увлеченное отношение к своим занятиям, организовывать для ребенка интересный и разнообразный досуг, не замыкая малыша на компьютере и телевизоре.

Вхождение в новый коллектив всегда оказывается сложным для ребенка. Каким образом родители могут подготовить его к этому?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от личностных особенностей ребенка. Первокласснику родители могут помочь, организовав широкий круг общения до школы, обучая общению личным примером, обсуждая сложные коммуникативные ситуации: почему Петя так сказал, а Вася так ответил, а могли бы они сделать иначе? Доверительное общение также помогает пережить и вхождение в новый коллектив в более старшем возрасте.

Родителям важно самим сохранять спокойствие. Если ребенок чувствует тревогу мамы, он никогда не поверит, что все легко и просто.

Можно заранее сходить в тот детский коллектив, где предстоит учиться, рассказать о своем позитивном опыте.

Как поступить родителям, если ребенка «травят»? Стоит ли вмешиваться, говорить с другими родителями, учителем?

Вмешаться необходимо. Ребенку в таких непростых обстоятельствах важно чувствовать, что он не один, что его близкие рядом и поддерживают его. Лучше в этой ситуации начать с разговора со школьным психологом. Это человек, который находится внутри ситуации, который заинтересован в мире внутри класса и в то же время не переживает за собственного ребенка. Если речь идет об ученике начальной школы, родители со своей стороны могут помочь, организовав какое-либо мероприятие для класса. Поход или интересная экскурсия помогут сделать ребенка важным для класса.

А если проблема в отношениях с самим учителем?

В этом случае тоже лучше начать с разговора с психологом. Он поможет понять, точно ли проблема в отношениях с учителем и предложит свои варианты решения.

Случается, наоборот, на ребенка жалуются родители одноклассников, он сам ведет себя агрессивно. Что можно предпринять в этом случае?

Лучше, конечно, до жалоб родителей не доводить. Скорее всего, у ребенка по каким-то причинам сложилось мнение, что, поступая так, он завоюет авторитет в классе. Нужно проверить, так ли это, побеседовав с ребенком. Убедившись в этом, рассмотреть с ним другие возможности для упрочения своего авторитета, с опорой на его таланты и способности: что еще можно сделать, чтобы сделать свое мнение весомым в глазах окружающих.

Часто родителям не нравится новая компания ребенка. Нужно ли контролировать то, с кем и как он общается? Стоит ли проверять телефон, карманы «для его же блага»?

Если ребенку есть что скрывать, такие проверки научат его быть более изощренным. Проверки — демонстрация недоверия, которое обязательно будет взаимным. Лучше расспросить его о друзьях, пригласить их в гости, чтобы лично с ними познакомиться, — возможно, компания не так плоха, как кажется на первый взгляд. Если компания все-таки вызывает у вас подозрения — поговорите с ребенком, но не категорично «ты с ними больше не общаешься!», а совещательно.

Иногда в классе учатся дети из семей с разным материальным положением. Как быть, если ребенка дразнят, если он страдает оттого, что у него нет таких игрушек, как у одноклассников, и начинает требовать их?

Во-первых, важно выяснить, насколько сильному прессингу подвергается ребенок. Во-вторых, необходимо понять, привлекает ли ребенка в детях состоятельных родителей что-то еще, кроме дорогих вещей. В-третьих, найти иные пути самоутверждения, подходящие конкретному ребенку.

Чем можно помочь, если ребенок не справляется с учебой, не хочет учиться?

Ни в коем случае не оставляйте его один на один с этой проблемой, нужно заниматься с ребенком. Чаще всего реакцией родителей бывает жалость по отношению к нему. Но, чувствуя ее, ребенок все больше и больше убеждается в своей слабости и никчемности. Сопереживайте, но не проникайтесь сочувствием, пытаясь ему помочь. Воздержитесь от попыток упрашивать, уговаривать делать школьные задания. Создайте условия, в которых ребенок не сможет ответить: «Я не могу, я не знаю». Поставьте сначала задачу, в которой ребенку удастся преуспеть, а затем постепенно усложните ее. Искренне хвалите его. Через какое-то время уже не потребуется такой дробной постановки задачи. Ребенок будет способен сам сконцентрироваться и от начала до конца выполнить домашнее задание, потому что теперь он точно знает, что ему эта задача по плечу, а также что вы в него верите — поддерживаете его, а не жалеете.

Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?

Нет, он и так уже наказан своими горестными переживаниями. Если ребенка наказывать за плохие отметки, это не побудит его учиться лучше, это побудит его скрывать плохие оценки.

Лидия Смирнова SHE — женский интернет журнал



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.