Идея личностного подхода в образовании ставит в центр внимания самого человека. Реализация личностно ориентированного обучения определяет необходимость поиска новых образовательных технологий, изменения форм и методов обучения в каждом звене системы образования. Сегодня нашему государству нужны кадры, которые, имея основательную профессиональную подготовку, смогут самостоятельно принимать решения, способны через самообразование постоянно обновлять свои знания, способные адаптироваться к изменениям и корректировать свою профессиональную деятельность.
Организацию самостоятельной работы можно рассматривать как одну из педагогических условий обучения студентов. Только через активную самостоятельную деятельность, а не через восприятие знаний в их готовом виде, студент сможет качественно овладеть специальными знаниями. Поэтому особого внимания заслуживают сегодня вопросы организации самостоятельной работы студентов. Именно самостоятельная работа способствует формированию грамотного профессионала, творчески мыслящего человека, развивает инициативу, самостоятельность, в свою очередь является важным фактором повышения эффективности учебного процесса. Именно через самостоятельную работу можно совместить теоретическую деятельность с практикой.
Организация самостоятельной работы учащихся и студентов является одной из давних проблем теории и практики педагогики. Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что в педагогике нет единого подхода к определению понятия самостоятельной работы. Некоторые исследователи считают самостоятельную работу формой организации учебного процесса, другие — методом обучения. Существуют и другие подходы, когда самостоятельную работу понимают как средство достижения конкретной цели, способ получения знаний из различных источников.
Под самостоятельностью понимают способность субъекта деятельности организовывать и реализовывать свою деятельность без постороннего руководства и помощи. Самостоятельность является основой активности, инициативности, творчества, настойчивости, то есть таких качеств, характеризующих современного профессионала.
Стоит также отметить, что самостоятельная работа студентов может быть по-настоящему качественно организованной только в процессе самостоятельной, творческой работы преподавателя. Хотя каждый, кто работает с ученической аудиторией, согласится: гораздо проще самому объяснить материал, чем побуждать студента к активной самостоятельной умственной работе.
Итак, самостоятельная работа студентов — это один из самых тяжелых моментов организации учебного процесса. К сожалению, на сегодня нельзя считать проблему организации самостоятельной работы вполне решенной.