Бесспорно, среди важных событий в жизни каждой семьи практически на первом месте — свадьба. Что было в этом процессе главное? Высокая духовность народа, его поэтичность, умение передать через обряд песенный репертуар, эмоциональную неповторимость, оставить в памяти участников радостного действа неповторимый след. И каждая семья, созывая далекую и близкую семью, хороших знакомых, соседей, стремится его провести шумно и весело. Иногда, даже слишком.
А начинается все со сватовства. Как правило, на вечеринках (их сейчас весьма удачно заменили дискотеки) молодые люди влюблялись, выбирали себе будущих супругов. Теперь только из книг узнаем, как женились наши предки. Скажем, древляне похищали невест; северяне венчались во время купальских игр, перепрыгивая парами через очищающий огонь, в полян здесь на первом плане был договор с приданым невесты. Определенные различия в свадебных обрядах и сейчас носят региональный оттенок, хотя и много есть общего. Преимущественно сватали осенью, а свадьбу пытались произвести до Великого поста (во время любого поста вообще не женились).
Сватовство происходило после того, как парень и девушка договаривались пожениться. Жених засылал сватов (старост), один из них был старшим. Это были люди степенные, умные, остроумные, находчивые. Поэтому их беседа с родителями невесты всегда пересыпана и остротами, и высокой поэтической образностью. Шли «обменивать» хлеб, как правило, вечером. Если сватам отказывали, односельчане узнавали о принятом решении по тыкве. Кстати, в таких случаях часто винили НЕ парня, а старост, которые не могли «уломать» девушку.
Схема действия — выверенная, традиционная. После переговоров с родителями достигается согласие на «обмен» хлеба, родители благословляют дочь, сваты представляет полотенца и платок. Сватачи перевязывают друг друга полотенцами через правое плечо под левую руку. Молодому жениху, при согласии, девушка приносит платок (если отказывается — тыкву).
Думаю, читателям будет интересно хоть схематично узнать, какой сценарий (а он немалый). Идут сватать с молодым. Помолившись Всевышнему, кланяются хозяевам. Отец спрашивает, что за люди пришли, откуда идут, с чем Бог послал. Старший сватач говорит, что они — люди честные, без глупой науки, поэтому дают хозяевам святой хлеб в руки. Отец берет хлеб, целует, кладет на стол, выражает желание выслушать неожиданных гостей, приглашает присесть. А старший среди прибывших продолжает: «Желаем мира дома и счастья всем, кто нем. Не пугайтесь, мы люди не военные, а охотники — много земель обошли, многие видели. Но вот беда: сбежала от нас куница, а, возможно, лиса, а чуть ли не красна девица. Не так мы плачем, как этот князь (молодой кланяется) жалуется потерей: «Помогите поймать куницу, так пропаду!» Вот по следу шли, в это село пришли, как называется оно, не знаем, и на удачу надеемся. След привел к вашей хате. Добровольно отдайте красну девицу, ибо рукою брать будем. А князь за ценой не постоит — отдаст молодец полный кошелек.»
Найдя пропажу, гости снова просят: «Отдайте нашему князю куницу, вашу красну девицу! Отдадите или пусть подрастет? То как? «Девушка подает полотенца, платок. Удачную «покупку» магарыч.
Обидно только, что такие стихотворные приказы-пожелания, наполненные нравов, не услышите сейчас на свадьбах и в наших селах. А надо помочь молодым людям меняться психологически, осознавать большую ответственность как будущим продолжателям рода, воспитателям собственных людей, которые станут гражданами великого цивилизованного государства.