Схема достижения цели

Рассмотрим схему достижения цели, этапы, при искажении которых  возникают причины внутреннего конфликта: 

  • Хочу (не хочу, надо, должен) – постановка целей, осознание мотивов.
  • Могу (не могу) – оценка ресурсов, возможностей.
  • Делаю (не делаю) – проявление активности в достижении цели.
  • Результат (удовлетворительный, неудовлетворительный) – оценка, подведение итогов, синтез.

Если путь от «хочу» идет через «могу» и «делаю» к ожидаемому (или не ожидаемому, но удовлетворительному) результату без проблем, конфликт не возникает. Человек получает то, чего желает и счастлив.

Рассматривая  вариации между крайними позициями, можно получить диапазон  разновидностей  конфликтов.  При этом, когда результат «удовлетворительный» для человека, конфликта может и не быть. Например, ситуация: не хочу, не могу, не делаю, и меня это устраивает (результат удовлетворительный), не является внутренним конфликтом для  самого человека (хотя она может послужить поводом для конфликта во взаимоотношениях, но об этом позже).

Итак, причина конфликта может находиться на разных этапах между желаемым и действительным:

  • Хочу, но не могу, поэтому ничего не делаю.
  • Хочу, не могу, но делаю.
  • Хочу, могу, но ничего не делаю.
  • Не хочу, не могу, но делаю.

При желании, можно продолжить этот список и даже систематизировать его. (Предлагаю это сделать самостоятельно и поделиться результатами своего творчества! Хотя бы примерами из своей жизни.)

Эта простая схема позволяет не просто классифицировать внутренние конфликты, но и помогает определить пути их разрешения, путем восстановления нормальной логики достижения цели.

Если человек от «хочу», без оценки ресурсов и возможностей (могу) и без проявления хоть какой-то активности (делаю) желает получить удовлетворительный результат (на блюдечке с голубой каемочкой), назревает явный внутренний конфликт, который может повлечь за собой множество внешних.

Это при условии, что сама цель не формирует конфликтную ситуацию.

Если человек не может определиться в своих «хочу»,  когда у него сталкиваются как минимум два желания, одно из которых осознается человеком – «хочу», но человек  это желание осуществить не может, так как есть еще одно, то которое он не осознает – «хочу, чтобы ничего не менялось!».

Состояние «хочу» трансформируется в состояние долженствования (не хочу, но надо, я вынужден…). Когда «должен» = «не хочу», человек отказывается признать  ответственность за свой выбор. Человек не осознает своих реальных потребностей   или пытается уйти от решения проблемы, от ответственности за ее решение. Это удобная позиция чтобы переложить «вину» на кого и что угодно. Ведь это не я хочу, не я выбираю, «меня заставили, вынудили» (люди, обстоятельства, события…) Это нужно кому-то, но не мне.

Вообще, такие понятия, как  «надо», «должен», «не хочу», на самом деле,  то же «хочу», но более  запрятанное и завуалированное.  Человек сам с собой играет в игры.

Что значит должен? Я хочу (!) достичь некой своей цели и поэтому должен… Что такое «не хочу»: я чего-то все же хочу, но мне почему-то это трудно признать. Человек привык изъясняться по принципу недостатка, идти от негатива. Например, у меня нет денег, я больше не хочу быть бедным. Но почему так сложно сказать просто: я хочу быть обеспеченным человеком? Ведь все же хочу?

Нечеткость постановки цели делает ее практически недосягаемой. «Как я узнаю, что приплыл туда, куда мне надо, если я не знаю, куда плыву?». «У корабля, который не знает, куда плывет   (у человека который не имеет четкой цели),  не бывает попутного ветра».

Научиться разбираться с «не хочу», «должен», «нужно» — это первый шаг к честности и ответственности перед самим собой. Научитесь самому себе четко говорить о своих «хочу». Зачем же себя-то обманывать? Многие внутренние конфликты при этом разрешаться сами собой. Да и внешние тоже. 

Упражнение  «Хочу» и «должен».

Выпишите на лист бумаги список вещей, которые вы, как полагаете, должны сделать в своей жизни. Затем переведите каждую запись в следующую форму: «Если я не сделаю то-то и то-то, тогда…» и укажите последствия, которые вам предстоит пережить, если вы не сделаете того, что должны.

Далее постройте предложение типа: «Лучше я сделаю то-то  и то-то (требуемое действие), чем испытаю то-то и то-то (последствие невыполнения)». Если последнее предложение верно, рассмотрите вопрос, почему вы сознаете это действе как долженствование, вместо того, чтобы признать, что при данных условиях вы просто хотите делать это. Что дает вам формулировка «я должен»?

Вы можете использовать эту модель для обнаружения того, что в своей жизни вы переживаете в модальности долженствования. Если предположить, что мир таков, каков он есть, эта позиция — дело выбора. И этот выбор делаете вы и только вы сами.

Научитесь, когда вы, или кто-то утверждает, что должен или не может что-то сделать, взамен этого увидеть точки выбора, которые существуют в этих ситуациях. Это делается до тех пор, пока человек не увидит, что если принять мир таким, каким он его видит, он сделает то, что хочет делать, платя при этом минимальную цену. Однако люди извлекают некоторую вторичную, глубинную или бессознательную  выгоду из того, что они не принимают на себя ответственность, используя вместо этого фразу «Я должен».

Итак, первое, с чем должен определиться человек  – это с целью. Вернее, с целями. Что для меня важно, что первостепенно, а от чего, в принципе, можно и отказаться, если будет такая необходимость.

Хотя для каждого человека есть доминирующая модель поведения, которая характеризует его способ реагирования на проблемную ситуацию, модель поведения в конфликте может определяться значимостью цели для него. Если то, к чему человек стремится, очень значимо, он будет бороться до упора, «умру, но не уступлю»:  тактика противостояния, доминирования. Если, в принципе, цель не очень значима, он, в общем, может и уступить, «только не трогайте меня» : тактика уступчивости.  А если для человека важнее отношения с партнером, чем собственная выгода, он  постарается найти точки соприкосновения и наладить партнерские отношения:  тактика компромисса, сотрудничества.

Ранжировка ценностей может уменьшить конфликтность, тогда я не буду хвататься за все подряд сразу и страдать от того, что у меня, как всегда, «ничего нет», мне нужно «все». Такие обобщающие понятия, типа  «все», «ничего», делают цель недостижимой, и человек живет в постоянном стрессе и ощущении недостаточности, обделенности и обиженности на «все» и «всех». Тогда для возникновения конфликта достаточно небольшого повода (впрочем, можно и без повода).  А виновные найдутся всегда (кто и что угодно, даже камень на дороге, не говоря уже о судьбе и правительстве), кроме себя-любимого.

Чтобы упорядочить свои желания и запросы, важно осознавать, что полнота жизни и реализация человека достигается его всесторонним развитием и сотворчеством в окружающем мире по всеобщим законам (ибо незнание законов не освобождает от ответственности).

Неполнота и односторонность развития, нарушение законов развития обрекают человечество на боль и  страдание. А цель человека – это преодоление односторонности и поэтапное формирование жизни в ее эволюции по семи уровням единения человека и окружающего мира:

1.      Удовлетворение материально-бытовых и психофизиологических нужд человека, адекватных культурным запросам. Здоровье и достаточность материально-бытовых условий.

2.     Удовлетворение эмоционально-чувственных потребностей человека. Формирование красоты отношений в семье, на работе…

3.     Удовлетворение потребностей в самореализации и труде. Деятельность, профессионализм. Развитие способностей управления жизнью, планирования действий и их реализации.

4.     Удовлетворение потребностей в социальной актуализации, сотворчестве и признании достижений в обществе. Авторитет, нужность людям, толерантность, уверенность, самоактуализация.

5.     Удовлетворение потребностей в коллективном сотрудничестве, взаимопомощи, друзьях (наличие пяти типов коллективов: родственников, семьи, трудового коллектива, единомышленников, друзей).

6.     Удовлетворение потребностей в служении обществу. Общественные иерархические межколлективные многоуровневые связи.

7.     Развитие нравственно-этических идеалов, ценностей мировой культуры и мировоззренческих ориентиров (на 7 уровнях).

(В.А.Поляков)

1-й уровень. Психофизические потребности – это потребности организма в еде, во сне, стремление человека быть здоровым, сильным и выносливым. Само собой разумеется, что хорошо функционирующий организм является необходимым условием развития человека. Однако сегодня люди чрезмерно озабочены проблемами своего здоровья, отводя этому весомую, а иногда и главенствующую роль в иерархии потребностей, забывая о том, что организм – это всего лишь инструмент, средство, которым пользуется личность для реализации своих целей.

Кстати, разрешение конфликта на любом уровне будет позитивным, если я ставлю цели следующего уровня и разрушительным, если цели предыдущего уровня. 

Харкевич Наталья



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.