В мире одновременно существует бесконечное число разноуровневых систем. Внутри системы существует бесконечное число разнонаправленных элементов. При соприкосновении такие системы пытаются согласовать «свои интересы», совершенствуя при этом свою индивидуальность. Чем меньше согласованности, тем больше хаос. В результате согласования, через конфликт между личным и общественным, рождается гармония.
Принцип целесообразности закона полярности подчеркивает, что любая система всегда включена в большую систему, задающую ей параметры развития. Так, общество является большей системой для человека, школа – для ученика, семья – для каждого ее члена. То есть, объединяя множество разноуровневых систем, большая система выполняет свою функцию по отношению к еще большей системе.
Если целевая ориентация системы не иерархична, то она становится замкнутой и деградирует. Психологическая система, которая ориентирована только на собственное развитие, проектируя лишь свой мир, становится замкнутой и погибает.
Например, такая болезнь, как рак, проявляется в результате того, что некоторые клетки организма не подчиняются общему ритму организма, не «хотят» учитывать его потребности и начинают, что называется «тянуть одеяло на себя», увеличивая свой собственный объем (свое благосостояние), за счет организма, ослабляя и даже уничтожая его в целом. При этом организм (ради самосохранения и выживания) вынужден уничтожать такие раковые клетки, а если не справляется с этим процессом, то сам погибает вместе с ними (и «благодаря» им).
Клеточки организма не могут жить вне его, но они этого не осознают (как и многие люди), а поэтому разрушают ту систему, которая их содержит в себе, «рубят сук, на котором сидят».
Если человек, как представитель человечества (как клеточка организма), самоизолируется, замыкается в собственных интересах (живет по принципу: моя хата с краю, после меня – хоть потоп, своя рубаха ближе к телу, ….), не умея или не желая понять даже ближнего своего, как вы думаете, каковы последствия этого?
Если клеточки организма начинают работать только на себя, без учета интересов всего организма, это проявляется как болезнь тела. Если люди не хотят задуматься о том, для чего они живут, каково их назначение на Земле, лишь стараются удовлетворять свои личные потребности, это проявляется в виде болезней как конкретного человека, так и человечества в целом.
Отсюда многие глобальные проблемы человечества такие, как нарушения экологической обстановки на Земле, болезни (появление болезней, которых раньше не было), проблемы рождаемости, взаимоотношений, терроризм, войны, уход от реальности в виде алкоголизма, наркомании, компьютерной зависимостей и т.д.
Энергии конфликта, направленная на выравнивание баланса между личным и общественным, как компас, указывает нужное направление в развитии личности.
Любой конфликт направлен именно на согласование интересов и разрушение самоизоляции. Поэтому в любой конфликтной ситуации стоит задуматься, не нарушен ли здесь закон полярностей, насколько учитываются интересы большей системы, составной частью которой я являюсь.
Если это семейный конфликт – нужно вспомнить о целях семейного коллектива (если есть что вспоминать, часто люди не то что не помнят, они даже не подозревают о существовании чего то большего чем «мои желания»), если производственный – о целях предприятия, …, если личный – насколько я осознаю свои собственные цели, и чьи цели я пытаюсь игнорировать.
Например, я хочу купить себе новый компьютер и у меня конфликт с мужем, так как он категорически против, ему, видите ли, срочно нужны новые колеса для машины. Если каждый из нас будет отстаивать свои требования, семья может дать трещину и развалиться. Да и каждому по отдельности вряд ли будет хорошо.
Если при рассмотрении конфликта находиться на личностных позициях, когда мы видим ситуацию только изнутри, тогда позитивное разрешение конфликта мало вероятно.
Существует теорема Курта Геделя о неполноте, которая утверждает, что всякая достаточно сильная формально-логическая система содержит такие непротиворечивые положения, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть, пользуясь лишь внутренними средствами этой системы. Это можно сделать только с уровня надсистемы.
Кстати, распространенный случай, когда выслушивая одну из сторон конфликта, мы понимаем и принимаем ее позицию. С другой стороны, выслушивая противоположную сторону, мы тоже видим логичность и обоснованность ее претензий. Формально-логические утверждения каждой (!) из сторон будут абсолютно верны. Пока мы будем пытаться рассмотреть ситуацию «изнутри», конфликт неразрешим. Увидеть ситуацию «со стороны» помогает взгляд с точки зрения большей системы (надсистемы), с точки зрения ее «интересов».
В данном примере мы рассматриваем семейный конфликт, а посему надсистемой является семья и семейные отношения.
Поэтому для разрешения конфликта я смотрю: что для меня важнее, отстоять свою позицию, самоутвердиться за счет мужа, или все же сохранить отношения. Для чего мы создавали семью: для любви, взаимопомощи и поддержки, или для того, чтобы постоянно ссориться и делить имущество, доказывать свое превосходство?
В данной ситуации для семьи в целом более актуальны колеса, так как машина должна быть постоянно на ходу, ну, а с компьютером можно немного подождать, дойдет и до него очередь. Кроме того, вместо того, чтобы дуться, лучше поблагодарить мужа за его заботу о семье и поддержать его «благие намерения».
Интересно, что с каждым таким конфликтом наши отношения становятся все крепче, мы учимся не только понимать и принимать друг друга, но и находить оптимальные пути разрешения в любой ситуации. Однако, это только в том случае, если мы усиливаем то общее, что нас объединяет (а не разделяем, отстаивая каждый свое, пытаясь «перетянуть одеяло на себя»).
Система может познать цель и суть своего развития только тогда, когда познает цель развития большей системы. Человек сможет понять цель и смысл собственной жизни только тогда, когда познает цель развития семьи, коллектива, общества, человечества, Земли,….
Я смогу быть счастливой в семейных отношениях только тогда, когда осознаю для чего мне нужна семья, что это такое и для чего она существует вообще….
Интересно, что человек, который отстаивает только свои собственные интересы, может ярко проявиться только как индивид (как биологический представитель рода человеческого).
Когда он учится выстраивать гармоничные, партнерские отношения, на принципах взаимопомощи и поддержки, учится учитывать интересы других людей, он может стать яркой личностью.
И только когда человек выходит на уровень коллективных отношений, когда он учитывает интересы коллектива, общества, человечества в целом он становится индивидуальностью. Причем, чем полнее он осознает себя частью целого, тем ярче раскрывается его индивидуальность.
Любая система способна формировать иерархию целей, что делает ее более жизнеспособной. А так как система может познать цели и суть своего развития только тогда, когда познает цель развития большей системы, то чем полнее осознание подобной иерархии, тем ярче раскрывается перспектива развития самой системы.
Поэтому в разрешении конфликта важно уметь видеть иерархичность построения мира и видеть цели большей системы. При этом взаимная связь систем невозможна без их взаимного влияния – воздействия друг на друга. Только в процессе такого взаимодействия проявляются их свойства, через которые они раскрывают свою внутреннюю природу. Так идет взаимный процесс совершенствования.
Ярким примером взаимовлияния и развития является взаимодействие человека с окружающей средой. Например, среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
Литература:
- Полякова И.Ю. и др. Психосистемное консультирование.
- Песина Т.И. Универсальные принципы и законы. – Минск: ВЭВЭР, 2006.
Харкевич Наталья