Чтобы работалось без давления со стороны коллег, без взаимного непонимания, без насмешек, или даже хуже, угроз, попытаемся кратко сформулировать основные правила, как добиться взаимопонимания и дружеского расположения коллег.
Будьте сами доброжелательно настроены и всегда готовы к общению.
Проявляйте инициативу в общении первыми.
В первые дни можно принести угощение для коллег по случаю вступления в должность (предварительно уточнив, принято ли делать такое).
Старайтесь обедать вместе с коллегами, так как совместный прием пищи сближает.
Не отказывайтесь от участия в корпоративных праздниках и сразу разузнайте, как принято отмечать в данной компании праздники и дни рождения.
Если вы курите, найдите единомышленников, но не злоупотребляйте курением в рабочее время – уточните, сколько раз в день оптимально делать перекуры без замечаний.
Общаясь с коллегами, помните, что свои впечатления коллеги могут выражать по-разному. Существует разделение людей по типу восприятия на Зрителей, Слушателей и Осязателей. Зрители — рассматривают мир, как последовательность картинок, воспринимают все с помощью органов зрения, обычно голос высокий, дыхание поверхностное, типичные слова и выражения зрителя: смотреть, видеть, воображать, картина, показывать, перспектива, наблюдать. Слушатели – отличаются особым вниманием к словам, склонны к бесконечным диалогам с самим собой. Привычка облекать чувства и мысли в словесную форму делает голос более выразительным, а дыхание глубоким, типичные слова и выражения слушателя: слушать, молчать, звенеть, неразговорчивый, громкий, монотонный, глухой, внятный, дискутировать, кричать, заявлять. Осязатели – придают повышенное значение переживаниям и телесным ощущениям. Часто употребляют слова, характеризующие качество предметов, и практически не воспринимают того, что нельзя почувствовать. Хорошо помнят те вещи, которые можно потрогать. Говорит медленно, с частыми паузами, низким голосом. Типичные выражения осязателя: ощущать, напрягаться, задевать, сносить, тяжелый, твердый, мягкий, нежный, сжимать, хватать, вручать, толкать, жесткий, холодный, браться, пугливый, чувствительный.
Привычный способ восприятия обязательно сказывается на наших реакциях и манере передачи окружающим своего опыта. В общении с людьми надо уметь почувствовать и распознать, к какому типу восприятия относится тот или иной человек и, в зависимости от этого, наладить с ним общение с помощью тех органов чувств, которыми он привык воспринимать мир, постараться говорить с ним на этом языке и понять, что человек имеет в виду, говоря о каких-либо вещах. Например, все типы восприятия скажут о начальнике по-разному: зритель «Наш начальник всегда хорошо одет, красиво подстрижен и производит приятное впечатление»; слушатель «Наш начальник всегда говорит громко и четко, никогда не кричит и всегда выслушает»; осязатель: «Наш начальник никогда не давит, с ним я чувствую себя легко, без напряжения». Вот по таким разговорам можно выявить тип человека по восприятию и прекрасно с ним ладить.
В общении обращайте внимание на невербальные проявления собеседника. Это поза, мимика, жесты, тон и тембр голоса, движения, дыхание. В разговоре старайтесь как бы зеркально отразить позу собеседника. Обращайте внимание на наклон туловища, головы, положение рук и ног. Не старайтесь, как мартышка повторять движения, но некоторые вещи стоит «отзеркалить». Например, собеседник, кивает головой, вы в такт, покачиваете ногой или слегка постукиваете ей по полу. Если речь собеседника стала более эмоциональной, старайтесь и в своем тоне прибавить эмоций. Отражение ритма дыхания собеседника – наиболее эффективный способ установления контакта. Кажется, научиться трудно, но бессознательно мы это умеем.
Старайтесь не сплетничать и не обсуждать коллег, не поддавайтесь на такие уловки, когда вам рассказывают о ком-то, пытаясь втянуть вас в сплетничание. Чтобы не попасть впросак, вам придется внимательно выслушать, но без комментариев. Следите внимательно за своими высказываниями, будьте сдержанны в личностных оценках.
Не рассказывайте много о себе и о подробностях своей личной жизни, хотя, чтобы снять какие-то ненужные разговоры о себе, когда будете представляться, скажите, сколько вам лет, где вы учитесь или учились, замужем вы или женаты и есть ли у вас дети. Такая краткая информация позволит вам избежать ненужных домыслов и лишних сплетен. Если от вас будут ждать каких-то интересных подробностей, то лучше рассказать о жизни своих знакомых или несуществующих друзьях, чем рассказывать интимные подробности своей личной жизни.
«Настольная книга молодого карьериста»
Светлана Сушинских