Мысли о воспитании

Двое молодых людей, он и она, встретились, полюбили, создали семью, которая начнет называться настоящей только тогда, когда каждодневная забота друг о друге суммируется с ежеминутной и десятикратной заботой о маленькой жизни, давшей им новые имена: мама и папа, родители. Теперь уже они живут каждым мгновением, первым осознанным взглядом, первой улыбкой, первым словом. С этого и начинается процесс воспитания.

Вдумайтесь в это слово — ВОСПИТАНИЕ! Питание есть способность наделить ребенка не столько пищей физической, сколько духовной, а воспитание — высшая степень проявления этой способности. Согласитесь, это огромная ответственность и труд родителей — воспитать ребенка достойным представителем общества себе подобных.

На этом этапе на помощь маме и папе приходят люди, призвание которых — помогать родителям в воспитании подрастающего поколения. Детские дошкольные учреждения, Дома детского творчества, Дворцы пионеров и школьников — вот те организации, на порог которых приводят своих подросших малышей родители с целью получить квалифицированную помощь в этом нелегком деле воспитания. И совместными усилиями к возрасту 6-7 лет ребенок, пройдя тяжелейший путь роста развития памяти, мышления, речи, преодолев уже несколько возрастных кризисов и осознав (хотя и не всегда, а лишь при помощи хороших наставников) необходимость смены игровой деятельности на учебную, приходит в 1 класс.

И здесь главная задача педагогов ставится вслед за Гиппократом: «Не навреди!». Каждый ребенок — это росток, едва появившийся из земли и протянувший свои листочки к солнцу. Чем станет для него процесс обучения: живительным дождем, выпадающим на благодатную почву, или цунами, ломающим все, что заложено было до школы? Кем станут для него учителя: друзьями и наставниками или надсмотрщиками, требующими зазубренного?

Первый учитель — почти что Бог для ребенка! Он всегда в авторитете. Теперь влияние родителей уходит на второй план, а первостепенным становится слово учителя и мнение детского коллектива сверстников. Ведь одноклассники тоже воспитывают друг друга, учатся на ошибках, помогают, наказывают. Хорош тот педагог, который формирует в учениках понятие самооценки, самоанализа, то есть учит его самовоспитанию. Ведь умение объективно оценивать себя, признавать свои ошибки, анализировать поступки позволяет избежать таких важных проблем, как завышение и занижение самооценки.

Но вот заканчивается начальная школа, оберегаемая классной мамой, которая, как наседка, окружает заботой своих «питомцев». И снова адаптационный период, сложный и серьезный: кабинетная система, множество новых предметов и учителей. Здесь уж каждый ребенок выберет из десятка предметников любимых и нелюбимых. Как этого избежать? На помощь снова должна прийти семья. В правильных семьях имя учителя никогда не произносится с недоброжелательностью, отношение к учителю формируется по принципу: «Учитель всегда прав!» или «Нет плохого учителя — есть плохие ученики!».

Но это, к сожалению, уходит в прошлое и становится историей. Современные родители не понимают, что сами создают проблему взаимоотношений учителя и ученика, недоброжелательно или даже презрительно отзываясь о педагогах. Ребенок быстро усваивает, что люди, у которых невысокая зарплата, о которых плохо отзываются родители, которые часто жалуются на трудности, не заслуживают его уважения. И профессия учителя, почетная и важная в жизни каждой семьи, вдруг перестает быть, говоря современным языком, престижной.

Поэтому особо важную роль в воспитании играет должность или скорее призвание классного руководителя. Классный руководитель — это мыслитель, товарищ и наставник не только для детей, но и для их родителей. Он изучает каждую семью своих учеников, формирует свою воспитательную систему, затрагивающую такие первостепенные аспекты, как:

1. Работа с классом как с коллективом.
2. Внеклассная деятельность.
3. Экскурсионная работа.
4. Работа с родителями.

Завоевать авторитет учеников проще, чем вызвать уважение их родителей. Однако настоящему классному руководителю и это по плечу. И тогда все пойдет гладко!

Мои мысли о воспитании и его проблемах основываются на личном опыте работы и наблюдениях. Мне посчастливилось родиться в семье со строгими нравственными принципами и устоявшейся системой ценностей. Будучи ученицей, я попала в руки педагогов, посвятивших жизнь своей профессии. Поэтому вопрос о профориентации передо мной не возникал. Я решила стать педагогом еще в первый день учебы и лелеяла эту мечту 10 школьных лет.

Позади Педагогический университет, педпрактика, 1,5 лет работы с разными классами. Но в этом году я выпускаю свой 11 «Б», с которым уже 7-ой год делю радости и трудности, который воспитываю и с ними воспитываюсь сама, анализируя проведенную работу. Мы знаем друг о друге все. Часто родители приходят к нам на помощь и открывают в своих детях какую-нибудь новую черту характера, приобрести которую помогли годы, проведенные в школе. Мои ребята веселые, раскованные, честные, откровенные, отзывчивые, добросердечные, слегка ленивые и очень творческие. Впереди выпускной… как я буду без них?

Этот год ознаменован для меня еще одним важным событием: мой сын Роман пошел в первый класс! Появились свои трудности, особенности и уже маленькие достижения.

Вот так мы и воспитываем друг друга: 25 выпускников, 1 первоклассник и классная мама — везде вместе: на уроках, в спектаклях и на концертах, на экскурсиях и просто за чашкой чая.

А закончить мне хотелось бы, напомнив всем о том, что главное в воспитании — не образование и не опыт, который приходит с годами, а доброе сердце, чуткая душа, взаимопонимание и любовь к детям. Так тепло и нежно на сердце становится, когда родители после собрания говорят: «Спасибо, что Вы наших детей так любите!».

Свинцова Светлана Юрьевна

ГОУ СОШ № 475 г. Москвы



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.