Маргинальное искусство

В России интерес к явлениям, выходящим за рамки культуры как нормы, возник параллельно Западу. Московский психиатр П.Карпов начал эти исследования в начале ХХ века. Практически одновременно, по инициативе художника В.Кандинского, в Германии организуется объединение «Голубой всадник», где, возможно, впервые публично выставлены четыре произведения пациентов психиатрической клиники. Я думаю, что этот замысел В.Кандинского, прежде всего, связан с его жизнедеятельностью в России и обогащением опытом примитивной культуры народов русского Севера (Вологодская губерния).

По-своему грандиозным был проект русских исследователей с участием П.Карпова и В.Кандинского, организовавших с 1924 года в ГАХН (Государственной академии художественных наук) целенаправленное изучение маргинальных явлений в области художественной культуры (художественный примитив, творчество детей и душевнобольных). В итоге в 1926 году была издана первая подобного плана монография П.И.Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники». К сожалению, этот труд малоизвестен для западных исследователей, да и на Родине является раритетом.

В последние годы ХХ века в СССР вновь возникает интерес к психопатологической экспрессии, параллельно с официальным становлением арт-терапии, реабилитацией психоанализа и принятием наивного искусства. С 80-х годов из медицинских собраний формируются первые коллекции пациентов-художников, однако публичные выставки «малокультурного» искусства становятся возможными лишь в 90-е годы. Определенным сдерживающим фактором явилось не только невостребованность данного явления и «неподготовленность» публики. Причина скорее в другом: маргинальное творчество не получает научного определения специалистов. Естественно, попытки осмысления «художественной продукции больных» продолжались и просматривались преимущественно в работах психиатров. К примеру, в начале 80-х годов в Базеле на русском и английском языках были выпущены 3 красочных альбома «Изобразительный язык больных шизофренией» — Э.А.Бабаяна, Г.В.Морозова, В.М.Морковкина, А.Б.Смулевича и с привлечением консультантов — искусствоведов.

Значимую роль в продолжении исследований, начатых П.Карповым, принадлежит коллективу единомышленников из Ярославля — арт-проекту ИНЫЕ. Автор и руководитель инициативы — Владимир Гаврилов, лишь после десятилетия подготовительной работы, в 1997 году организовал первую выставку, положившую начало успешной российской и зарубежной биографии ИНЫХ. Не умаляя значения других исследователей (кстати, в Москве с 1996г., плодотворно работает Музей творчества аутсайдеров), ярославское начинание, как минимум, следующие отличия. Они, практически первыми, стали уважительно разводить художественные и клинические понятия на: Аутсайдер арт и арт-терапию. Отказавшись от покровительства психопатологической экспрессии, проект сразу же заработал в режиме партнёрства: равноправного признания неоднозначного творчества в статусе ИСКУССТВА – аутсайдеров, брютов, маргиналов. 

Обращает на себя внимание и устойчивая тенденция ИНЫХ не только коллекционировать, но  и изучать и вводить в культурный обиход произведения художников с «психиатрическим опытом» со стороны эстетической и художественной ценности. С 2000 года для больных при клинике (ЯОКПБ) регулярно заработал арт-клуб «Изотерра» — представляющий своеобразную лабораторию, позволяющую прицельно изучать процессы творчества при психических заболеваниях. Кураторы ИНЫХ ссылаются на мнения Ж.Дюбюффе, М.Фуко, Г.Гессе, «восторженно» отмечавших, что «безумие – позитивное, плодотворное и ценное явление» прежде всего в области искусства». Однако подчёркивают, что «как правило, безумие приветствуется в обобщённом плане или преимущественно у людей талантливых. Антипсихиатры не обременены заботой о проблематике «бесталанных» больных, коих большинство» (В.В.Гаврилов, И.И.Реховских, 2004).

И всё-же, не менее важен и альтернативный взгляд клинициста на творчество художника. К примеру, Зигмунд Фрейд всегда акцентировал, что далёк от искусствоведческого анализа художественного творчества. Леонардо да Винчи и Фёдор Достоевский интересовали его как психоаналитика, изучающего поведение «пациента» в том числе и на материале искусства. Феномен сублимации, столь любимый деятелями культуры и вошедший в культурологический оборот, ныне должен быть поставлен рядом с другими вариантами психологической защиты – трансфером (переносом), первоначально не имеющим отношения к искусству. Оба механизма важны в первую очередь для психотерапии, а во вторую – как инструменты культуры и искусства.

Слов нет, искусство аутсайдеров обладает набором ярких эстетических признаков, требующих самого внимательного изучения. В противоположность вариациям арт-терапии, эстетические образцы схожего творчества должны занять подобающее ему место в истории искусства и, даже возможно стать предметом арт-бизнеса. Крайне соблазнительно (в данном случае) встать на антипсихиатрическую точку зрения не только искусствоведам, эстетикам, культурологам, но иногда и самим психиатрам, обладающим редкими коллекциями подобного искусства.

Ярославцы упоминают Марселя Режа, предложившего, одну из первых клинических типологий творчества душевнобольных (1907). Аналогичную позицию занимал Хайдельбергский университет в Германии. Там же в медицинском, т.е. строго научном ключе, была написана книга известного врач — философа Карла Ясперса (1913), посвящённая анализу творчества Ван Гога и Стринберга. Далее В.В.Гаврилов и И.И.Реховских предлагают для уяснения достаточно широкого трактуемого понятия — аутсайдер арт, свой подход, учитывающий и искусствоведческие и патопсихологические позиции. Они не изобретают типологию, а в общепринятых художественных категориях: брутальное, маргинальное и наивное творчество, усматривают и ментальные особенности их авторов. Соответственно, под «иным» углом сопоставляется данное творчество, как: «вследствие -», «вопреки -» и «вне — психиатрического опыта». 

Арт-проект «ИНЫЕ» использует междисциплинарный подход, обогащающий и клинику различными философскими, социальными, психологическими, культурологическими и искусствоведческими аспектами, нередко уделяя психопатологии лишь факультативную роль. Сегодняшней культуре крайне необходимы исследователи, аналогичные пионерам психоанализа, которые, во имя высокой науки, смогли бы преодолеть соблазн суженных воззрений либо патопсихологии или эстетизма в подходе к искусству аутсайдеров. А для данного шага уже накоплен значительный материал как научного, так и художественного содержания.

Литература

Гаврилов В.В., Реховских И.И  Искусство аутсайдеров: некатегоричность категорий // Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы. — М., 2004, С.233-239.

Источник 

«Искусство аутсайдеров: путеводитель» / под ред. В.В. Гаврилова. — Ярославль, ИНЫЕ, 2005 — 104 с.

Сведения об авторе: Александр Сергеевич МИГУНОВ — профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой эстетики философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва.

Статья предоставлена: ИНОВИДЕНИЕ — Выставка творчества душевно иных



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.