Культура в Киевской Руси

Киевская РусьВ Киевской Руси простейшие правила поведения сложились в условиях развитой родовой общины в форме обычаев. Идеологической основой воспитания того периода, как известно, была языческая религия, в основе которой — обожествление природы. Земля, вода, лес, звери, люди — все это считалось частью бога. Отсюда можно утверждать, что все богоугодные поступки, деятельность человека были соответствующими природе. С ранних лет дети приучались к мысли, что ломать без надобности ветку, плюнуть в реку, ударить палкой по матери-земли, — все это грех. В воспитании детей в первую очередь обращали внимание на развитие таких качеств, как храбрость, ловкость, сила, выносливость.

Введение христианства на Руси привело к распространению среди народа христианского гуманизма, к росту степени человечности в отношениях между индивидами. Поэтому культура поведения тесно связывается с нравственностью, а ее воспитание рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием духовного мира воспитанника. С первых лет жизни ребенка учили любви к Богу и ближнему, сострадания к обездоленным , уважения к старшим, милосердию. Уже в те времена утверждается «золотое правило» морали: «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Эти и другие положения нашли свое отражение в сборнике законов князя Владимира и в «Русской правде» Ярослава Мудрого. Поскольку тогдашние устои сочетали варварство с добродушием, в связи с необразованностью, законы, что утверждали нравственные нормы поведения (уважение к родителям, неприкосновенность жизни другого человека, его имущества), были значительным продвижением в социокультурном развитии.

Отметим, что в народной педагогике нормы поведения приобретают характер традиций. Именно последние являются основой развития народного идеала личности. Пословицы, поговорки, сказки, песни — все это достояние воспитательного опыта народа, в котором точно, содержательно и лаконично воплощены нравственные категории добра , долга, благотворительности, совести. Народная мораль осуждает такие качества личности, как лень, коварство, злоба, лицемерие, и , наоборот, одобряет трудолюбие, порядочность, искренность, доброту, уважение к людям. Воспитание привычек, как известно, начинается с раннего детства. «Береги честь смолоду», «Доброе начало — половина задуманного,» — гласит народная мудрость.

Дальнейшее развитие эти идеи находят в «Наставлении» Мономаха. Основой благотворительности, по его мнению, является страх Божий и любовь к людям. Поэтому князь отмечает необходимость воплощения религиозных предписаний в повседневную практику. «Не забывайте бедных», «будьте родителями сирот», «не убивайте ни правого, ни виновного», «не оставляйте больных», «не имейте гордости ни в сердце, ни в уме», — такие наставления к воспитанию поведения детей ставит В . Мономах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.