Уровни нравственных знаний

НравственностьВыделяют три уровня усвоения нравственных знаний. Первый уровень предполагает усвоение определенной информации о нравственно-ценных понятиях. Важными характеристиками данного уровня является объем и прочность знаний. Второй уровень усвоения знаний требует овладения способами применения знаний в типичных ситуациях. Важнейшей характеристикой этого уровня наряду с объемом и прочностью является оперативность знаний. Третий — наиболее высокий уровень — предполагает готовность творчески применять полученные знания в различных ситуациях. Важнейшая характеристика этого уровня — осознанность.

Диагностика уровня усвоения младшими подростками знаний о морально-этических категориях с помощью анкетирования, опросов, бесед, экспериментальных заданий дает возможность выявить возрастные и некоторые индивидуальные различия и полноту и объем нравственных знаний младших подростков. Так, в результате анкетирования были выявлены расхождения в полноте нравственных знаний: ученики 5-го класса называют 17 положительных и 17 отрицательных качеств, характеризующих личность, ученики 6-го класса соответственно 21 и 19, а ученики 7-го класса — 31 положительное качество и 22 отрицательных.

Это свидетельствует о том, что объем нравственных знаний с возрастом растет. Перечень положительных качеств, которые называет пятиклассник, ограничивается такими нравственными понятиями, как доброта, отзывчивость, «не кричит», «не бьет», «хорошо ведет»; отрицательных — злость, жадность, «бьет», «и, что кричит». Среди шестиклассников наиболее популярными оказались доброта, вежливость, чуткость, воспитанность; отрицательными чертами они считают злость, крикливость, «обзывание», жадность, зависть, употребление нецензурных слов. Нравственные знания семиклассников характеризуются большей полнотой сравнению со знаниями учащихся 5-х и 6-х классов: в них среди достоинств, кроме названных, появляются понятия вежливость, щедрость, доверие, ответственность; осуждаются такие черты, как скупость, самолюбие, корысть, нервозность .

Нравственные знания подростков подвергаются не только количественным, но и качественным преобразованиям. Задача на определение понятий позволили выяснить их существенные и несущественные признаки, степень их осознания и умение оперировать ими. Экспериментальные данные подлежали преимущественно количественному анализу. Анализ ответов показывает, что подавляющее большинство подростков называют отдельные существенные признаки понятий. Некоторые подростки уже способны давать полные, аргументированные ответы, приводить примеры, однако и здесь существуют возрастные различия: среди учащихся 6-7-х классов больший процент детей, чем среди учеников 5-го класса, умеющие обосновать свой ответ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.