Основными чертами коллекционера можно считать страсть к упорядочиванию и страсть к обладанию. Страсть к упорядочиванию характеризует скорее интровертированный тип личности, склонный компенсировать классификацией, ранжированием и другими видами упорядочивания личностную тревогу и чувство несовершенства мира. Обладание же даёт ощущение спокойствия и уверенности.
Удовлетворение от обладания предметами материальной культуры исконно заложено в природе человека. Ведь наши предки были собирателями. Они собирали пропитание, выискивали подходящие камни для того, чтобы сделать орудия труда, красивые самоцветы, чтобы сделать украшение… Страсть к собиранию — приобретённый полезный инстинкт человека.
Через стадию активного коллекционирования проходит большинство детей, потому что классифицирование и ранжирование — одни из первых аналитических, мыслительных навыков, появляющиеся детском возрасте. Психолог Жан Пиаже способности ребёнка проделывать такие мыслительные операции считал необходимым условием всякой рациональной деятельности и определял по качеству их выполнения уровень умственного развития. Можно сказать, что истинный «собиратель» в чём-то остаётся ребёнком. Или удовлетворяет, ублажает своего внутреннего ребёнка.
Стремление завершить ряд предметов коллекционирования, «иметь полную коллекцию», «собрать всю серию» характерно для так называемых «результатников», стремящихся в любом деле поставить завершающую точку и только тогда способных почувствовать радость, спокойствие, гармонию. Например, покупатели книжных серий, втянувшись однажды в собирание серии, покупают и те книги, которые вне серии их бы не заинтересовали. Помните престижные «подписки» на книги советских времён? Более значимым, чем сама книга и её содержание, был сам факт присутствия на книжной полке. «Процессников» же больше захватывает сам процесс поиска, охоты за предметами коллекции.
Иногда увлечение переходит в настоящую страсть. С ревностью, безумными поступками, с радостью обладания, пускай даже и тайного. Краденые всемирно известные музейные предметы тоже ведь кто-то покупает. Все мы наслышаны о причудах коллекционеров. Кто-то из них способен уничтожить уникальные предметы, чтобы остаться единственным в мире владельцем раритета, а кто-то и живого человека не пожалеет ради спасения коллекции.
Психоаналитики считают, что страсть к коллекционированию часто возникает у людей, которые в детстве или юности пережили расставание с близкими, предательство или другую психологическую травму. У них есть страх к полному доверию в межличностных отношениях. Обладание вещами заменяет им общение с людьми, дает ощущение спокойствия, безопасности и уверенности. Ведь вещь не бросит и не предаст, она не стареет, не болеет, не может восстать против своего хозяина. По этой причине она позволяет своему хозяину наслаждаться чувством абсолютного контроля.
Можно и не заходить в психоаналитические дебри, а просто признать то, что лежит на поверхности: желание знать о коллекционных предметах как можно больше, развитое эстетическое чувство, стремление к завершённости, порядку, в конечном итоге — к чувству контроля и определённости. Ну, без психологии всё равно не получается понять душу коллекционера.