Приезжайте на Карнавал в Кёльне!

Почему-то про такой замечательный праздник, как карнавал, пишут уже после того, как он прошел.

Поделиться впечатлениями – это, конечно, дело святое. Но что проку для других? Очередной карнавал прошел, до следующего – еще целый год.

И если даже кому-то загорится поехать на следующий карнавал в один из трех самых знаменитых карнавальных городов мира, то где гарантия, что этот «загар» не пройдет за долгое время ожидания?

Мне всегда хотелось исправить такую несправедливость. И сейчас есть для этого более, чем достойный повод.

Дело в том, что на моем проекте «Техники исполнения желаний» до 1 сентября проходит благотворительная акция, с лотереей для ее участников.

Один из лотов лотереи – поездка на Карнавал 2011 года в г. Кёльн. Разыгрывается одна поездка на двоих и несколько одиночных.

Кроме костюмированного участия в главном карнавальном шествии, в программу поездки входит мой БЕСПЛАТНЫЙ Мастер-Класс «Все тонкости процесса исполнения желаний». Учитывая, что семинары и мастер-классы я веду чрезвычайно редко, то у участников акции есть просто уникальный шанс получить знания и навыки, что называется, из первых рук.

Ну, и разумеется, будет знакомство с одной из жемчужин Европы – городом Кёльном. Который я, признаться очень люблю!

Тем участникам акции, кто такую поездку не выиграет, можно поехать и самостоятельно. Мастер-класс , карнавал и экскурсия по городу со мной в качестве гида – гарантированы!

А чтобы вы представляли, что же такое КАРНАВАЛ в КЁЛЬНЕ, я немного расскажу о его истории, традициях и том, как он проходит сейчас.

История.

История карнавала восходит к временам римской империи, когда праздновались так называемые «сатурналии» — праздник по поводу окончания жатвы.

Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников не наказывали. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, могли есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги.

Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме. Затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы.

Все эти переодевания у рабов и господ были предтечей поздней традиции карнавальных костюмов, когда люди наряжаются в несвойственные им одежды ради своего и всеобщего удовольствия.

В семьях день начинался с жертвоприношения, в честь бога Сатурна закалывали свинку. День проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания «да здравствует Сатурн!».

Обрядовая сторона праздника имела исконно римский характер, это был праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при властвовании бога Сатурна всеобщего равенства.

Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней. Среди праздничных подарков фигурировали, в числе прочего, восковые свечи и сделанные из терракоты или теста фигурки. Свечи служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния; фигурки являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.

Традиции.

Сейчас в мире есть всего три города, в которых карнавал – действительно мощное действо, смысл жизни большинства горожан, а потому – явление самобытное, всеобъемлющее и по-настоящему интересное.

Имена этих городов – Венеция, Рио-де-Жанейро и… Кёльн.

Поэтому если вас позовут на карнавал в какой-нибудь Палермо или Берлин… не соглашайтесь! Там наверняка будет жалкая копия того, что должно быть на самом деле.

Однако, все три карнавала имеют свой собственный колорит и более поздние традиции.

Про карнавал в Рио ничего врать не буду, не была, не знаю.

В Венеции закрепилась традиция переодевания всех господами. Шьются к карнавалу роскошные наряды для «синьор» и «синьоров», маски, костюмы, веера, бутафорное оружие отделываются стразами, канителью – чем «богаче» все выглядит, тем лучше.

Венецианский карнавал – Карнавал Аристократ.

А вот в Кёльне карнавал – с одной стороны прямой потомок римских сатурналий, т.к. город, собственно, основан римлянами и был изначально столицей римской колонии (Кёльн – Колон – от слова колония) на реке Рын. Которая потом переименовалась в Райн. И которую почему-то в России, вопреки всем правилам чтения немецких слов, называют Рейн. Правда, это уже к карнавалу вроде как не относится…. но тем не менее…

С другой стороны, кёльнский карнавал — это народное гулянье, где как раз аристократ становится вровень с любым другим бюргером, где все наряжаются от младенцев до бабушек и дедушек – не важно как, главное, чтобы смешно и ярко.

Главный и любимый персонаж кёльнского карнавала – клоун в рыжем или красном парике, с красным круглым носом, с разрисованным лицом и в ярком балахоне. Смеется сам, смешит других – олицетворение демократизма и жизнерадостности потомков римлян и германцев – а попросту кёльч.

Но, конечно, можно выбрать или самостоятельно соорудить любой другой костюм, перевоплотиться не только в какой-то персонаж, но и превратиться на эти несколько сумасшедших дней из мужчины в женщину и наоборот, из худого в толстого, из землянина в инопланетянина… и даже из взрослого — в младенца!

В Кёльне карнавал – душа городской жизни, ее пульс и кровоток.

«Пятый сезон года», «Вся Германия работает, а Кёльн гуляет карнавальную неделю» — так говорят про карнавал в Кёльне.

Для карнавала ежегодно пишутся новые, специальные карнавальные песни. Для карнавала шьются костюмы и создаются аксессуары, их можно купить круглый год в специальных магазинах.

Кёльнские банки выдают кредиты своим вкладчикам «под карнавал», многие кёльч с детства мечтают стать одним из трех главных действующих лиц (об этих персонажах чуть ниже) карнавала хотя бы один раз в своей жизни. А поскольку главные роли стОят недешево, то копят деньги на «одну неделю триумфа» , а то и продают свои доходные пекарни или парикмахерские.

Как видите – карнавал для кёльч – дело серьезное. Участвуют в нем все слои и сословия. Так было, так есть, так, видимо, долго еще будет.

Празднуется, кстати, он с 178 года. Да, вот такая дата… от Рождества Христова, между прочим! Были времена стихийного празднования, были и времена запретов.

Но с 1823 года, после изгнания французской армии, в городе был создан «Карнавальный Комитет» под руководством Хайнриха фон Виттгенштайна ( Heinrich von Wittgenstein)

Карнавал обрел иной смысл, был романтизирован и получил те черты, которые ему присущи и по сегодняшний день.

Карнавальный комитет работает целый год, у него очень много обязанностей – разработать тематическую концепцию очередного карнавала, написать сценарий, скоординировать деятельность более 100 карнавальных ассоциаций, танцевальных групп, оркестров, подготовить и провести «Прокламацию Принца Карнавала» и много чего еще.

Одновременно каждая карнавальная ассоциация создает свой собственный сценарий, готовит свою повозку, расписывает свою деятельность на все время от открытия карнавала 11 декабря в 11 часов 11 минут на Альтер-Маркт до его завершения в день гала-шествия, а это последний понедельник (Розенмонтаг) перед пасхальным постом.

Закупаются тонны конфет и сладостей, заказываются миллион-миллион-миллион… разных-разных цветов, которые потом соберут в неисчислимое количество небольших букетиков. Все это полетит с повозок в наряженную и раскрашенную толпу в самый главный день карнавала – Розенмонтаг!

Поясню отдельно: открытие карнавала, как вы поняли, 11 декабря. Начало всего, что только можно начать, когда все числа состоят из единиц – 11-й день, 11-й месяц, 11 часов и 11 минут.

Любое новое дело надо начинать весело, шутя и играя – вот внутренняя, сакральная, если хотите, сущность карнавала.

А карнавальная неделя – завершающий этап — проходит в феврале, а то и марте – дата «плавает», т.к. зависит от даты наступления Пасхи. Чем же все это время занимается народ, а особенно карнавальные клубы и ассоциации в Кёльне?

ПРОКЛАМАЦИЯ ПРИНЦА

Карнавальный комитет вскоре после открытия карнавала проводит «Прокламацию Принца», то есть введение в должность тех самых трех главных действующих лиц, о которых я упоминала выше: Принца Карнавала, Бауера и Девы. Все они в обычной жизни мужчины как мужчины… Правда вот с таким «крышесъездом» — КАРНАВАЛ!

Прокламация проводится в большом зале, при собрании разряженной в карнавальные костюмы публики, которая сидит за столами, пьет, ест и веселится.

Обязательно присутствует бургомистр города с супругой, к слову тоже в карнавальном костюме.

Новый Принц карнавала на празднично украшенной сцене получает из рук Президента Комитета Карнавала жезл и нагрудный знак – Принц Карнавала такого-то года. В ответ Принц произносит речь.

Потом Президент Комитета вручает цеп (такая палка, закрепленная кожаным ремнем на более длинной палке для обмолачивания хлеба – символ крестьянского труда) и соответствующий нагрудный знак Бауеру (то есть, собственно, крестьянину). Он тоже приветствует комитет и публику.

Затем Юной Деве вручается зеркальце и нагрудный знак на цепочке. «Она» тоже говорит пару фраз, не выходя из образа «юной кокетки».

Заканчивается «Прокламация» традиционными песенками всей троицы, тексту которых никак не меньше сотни лет. А затем концерт из старых, любимых карнавальных шуток и песен , которые поют со сцены и всем залом, и коллективными же «хороводами».

Прокламация Принца открывает период «зитцунгов», т.е. костюмированных заседаний.

ЗИТЦУНГИ

Народ ходит по «зитцунгам», , которые организовывают эти самые клубы. Ну, а те, кто сами по заседаниям не шляются, смотрят их в записи по телевидению.

На «зитцунгах» задает тон комитет карнавального клуба во главе со своим Принцем. Выступают все-кёльнски любимые юмористы, музыкальные коллективы – с новыми и старями, уже вошедшими в классику карнавала номерами и песнями, все это перемежается танцами, как на сцене, так и в зале, речами Принца клуба (не путать с Принцем карнавала — это разные люди :) ) и его сподвижников и дружными троекратными криками зала «Кёле! Алафф!» с поднятием вверх руки с раскрытой ладонью.

Публика в зале, кстати, сидит за длинными столами, ест-пьет, но больше, конечно, хохочет и поет, потому что, кроме новых песен, со сцены звучат и старые, любимые, на кёльч языке (Да-да! Есть такой язык! Даже есть языковые курсы и разговорник со словарем – «Кёльч-хохдойч», сама такой имею.)

Между всей этой суетой проскакивают Рождество и Новый Год – праздники приятные, но… они в Кёльне что-то вроде апперетивчика и холодной закуски перед Главным Блюдом Года!

КАРНАВАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ

И вот наступает ОНО!

Начинается КУЛЬМИНАЦИЯ «пятого сезона года» в четверг. Его по традиции зовут «женским четвергом». С утра, опять же в 11 часов 11 минут проходит официальное открытие карнавальной недели (не путаем с открытием карнавала, оно было еще в декабре) на площади Альт Маркт.

При огромном стечении костюмированного народа на площади и некотором стечение оного около телевизоров, карнавальная неделя торжественно объявляется открытой.

И потом начинается… дамский беспредел! В этот день женщины отрываются по полной, им дозволено все и ни в чем нет отказа…

Самое традиционное развлечение – резать галстуки приглянувшимся мужчинам. Поэтому многие женщины в этот день выходят в город не просто в карнавальных костюмах, но и вооружившись ножницами. «Пострадавший» получает в виде компенсации поцелуй дамочки, которой удалось его «оскопить». Ну, а если дама захочет большего… в этот день ей нельзя отказывать!

Говорят, в прежние времена в декабре каждого года подскакивала рождаемость в городе. Это появлялись на свет «дети карнавала». Сейчас, говорят, после карнавалов наблюдается пик разводов, причем, в основном, в окружающих Кёльн городах. Видимо, кёльнцам некогда следить друг за дружкой, а вот там, где карнавальные традиции не так сильны, супруги относятся к карнавальным нравам несколько иначе J Впрочем, возможно, это всего лишь слухи и сплетни…

Завершается день грандиозным «зитцунгом» под кодовым названием «кёлле медшен» (в смысле — Кёльнские девушки). В лучшем зале города собираются одни женщины, все в костюмах и соответствующем спецмакияже, с трибуны их прославляют от лица кёльнского карнавального комитета, а главным кличем звучит не просто «Кёлле! Алаааф!», а «Кёлле медшен алаааф!», что значит «да здравствуют кёльнские девушки всех возрастов и национальностей, самые красивые девушки на свете!!!» (очень вольный перевод J )

Все это дело транслируют по телевидению в обязательном порядке, правда я не уверена, смотрит ли кто в такой вечер «ящик». Потому что, все, кто не попал на главный городской «девишник», празднуют его в любых других местах. А их, этих мест, в городе и так немало, а во время карнавальной недели, кажется, они размножаются до невообразимых количеств.

Следующие несколько дней, понятное дело, требуют некоторого снижения темпа, поэтому проходят детские костюмированные посиделки, посиделки с друзьями, в воскресенье — карнавальные шествия мелкопоместного значения в округе.

В субботу в Кёльне на площади Ной-Маркт проходит парад карнавальный клубов и объединений — очень зрелищное представление, куда можно пойти без грима и костюма, хотя основная масса будет все же костюмирована.

Все пребывают в предвкушении понедельника, готовятся к кульминации карнавальной недели – «Розенмонтаг».

РОЗЕНМОНТАГ

В понедельник, как и положено по древней традиции, в 11 часов 11 минут, на Клюдвихь Платц, начинается шествие.

Город уже ждет карнавальные повозки. Уже приехал народ из других городов, смешавшись с аборигенами. Кёльн уже разоделся, накрасился, выстроился по пути следования карнавального «цуга», приготовил зонтики и мешки.

Спрашиваете, зачем зонтики? А когда с высокой повозки дождем летят конфеты, букеты и шоколадки, то по голове всей этой красотой бывает не очень приятно получить. Для защиты от «красоты» — зонтик. Причем его лучше всего вывернуть наизнанку, чтобы не только защищал, но и ловил. А мешки – складывать все то, что получится поймать и подобрать.

И вот появляются первые повозки! Звучит музыка – с каждой повозки своя. Толпа дружно стонет «Камелле! Камелле!», что значит – «конфет нам, разряженным-раскрашенным, чё мы, зря старались что ли?» (ну, вообще-то все кричат во весь голос, но когда это под музыку, то получается очень похоже на коллективный стон J )

Впрочем, кроме конфет – хлеба пролетариата, публику ждут еще и зрелища. Каждый карнавальный клуб везет какую-нибудь шутку в скульптурном изображении на тему карнавала (прошлый карнавал был посвящен поцелую… чего мы только не увидели).

Смеяться позволено над всем – политиками, публичными людьми, событиями… Все можно обсмеять и не бояться быть наказанным, даже если это ну очень «дерзкая» шутка.

Повозки перемежаются оркестрами, танцевальными группами и всадниками.

Завершающим аккордом появляется повозка Принца карнавала с Бауером и Девой. С них разбрасываются в толпу самые щедрые подарки, самые особые конфеты, потому что они все имеют специальное клеймо Принца.

Публика, основательно уставшая, порядочно проголодавшаяся, но все еще полная сил и желания продолжать веселье, расходится по городу для «послепарадного» подкрепления.

Вечером все они соберутся по карнавальным клубам на самую грандиозную вечеринку года, которая выплеснется на ночные улицы старого города. Веселье продолжится до утра.

Будет выпито немеряное количество мегалитров местного пива, спеты тысячи любимых карнавальных песен про то, что

«ты кёльч и это значит, ты самый толерантный и самый веселый и самый…» короче самый самый,

и про то, что «никто не будет в этот вечер одинок…» ,

и, конечно, про «караван, который идет дальше…»,

и, естественно, про «Кёёё-ле а-лааф, а-лааафф! Кёёёёёёё-ле Алааф!»,

и обязательно бесчисленное количество раз «Мы вместе — и это здорово! Виииии-ва, Ко-ло-ни-я! Мы любим жизнь, любовь и веселье, мы верим в нашего любимого бога и всегда немного навеселе!» :))))

На следующий день, во вторник, самые стойкие кёльч, которые будут в состоянии передвигаться хотя бы к обеду, соберутся в своих районах, чтобы проводить карнавал традиционным сожжением соломенного чучела на местной, районной площади.

Правда, его с песнями еще немного потаскают по окрестным улицам, чтобы уж всем было ясно: завтра — Пепельная среда.

Пепельной средой заканчивается карнавал.

С утра пораньше уже достаточно очухавшиеся граждане идут в церковь (ну, или, по крайней мере, должны туда пойти), чтобы прослушать проповедь и покаяться в том, что успели натворить за карнавальную неделю. В знак отпущения «карнавальных» грехов они получат начертанный пеплом крест на лоб.

Дома их ждет традиционный ужин — рыба, черный хлеб, лук. Это знак того, что денежки все прогуляны, пиво выпито, карнавал прошел, впереди строгий Пасхальный пост.

Но еще долго будут напоминать эти бесшабашные дни сладкие карнавальные конфеты, расставленные по всему дому букетики и… и конечно, фотографии!

Этот карнавал прошел — через 11 месяцев, 11 ноября в 11 часов 11 минут непременно придет следующий карнавал!

Ну а я приглашаю вас на Карнавал в Кёльн в марте 2011 году. Он будет для вас совмещен с

моим Мастер-Классом «Все Тонкости Процесса Исполнения Желаний»

Все подробности — здесь.



комментария 4

  1. Не 11 декабря, а 11 ноября!! Я — завсегдатай Карнавала в Кёльне. Нет ничего весёлого, чем это мероприятие. Все люди там в карнавальных костюмах. Хороший тон — костюм сшитый своими руками (или самим сконструированный).

  2. Ну конечно, 11 ноября!!!

    11.11. в 11 часов 11 минут! Спасибо за поправку, как-то «очепятка» прорвалась, сама не знаю.

    Я тоже очень люблю это мероприятие! Оленка, Вы живете в Кёльне?

    • Раньше возле Кёльна жила. Но почти все мои друзья живут или там, или тоже по соседству. Кёльн — обалденный город сам по себе. Но Карнавал — это изюминка города. Хотя и Рождественские ярмарки в Кёльне не отстают по масштабности и красоте по сравнению со всеми другими ярмарками страны. Вообще Германии есть чем гордиться и люди там умеют веселиться (прямо стик получился ;) )

  3. Галина, спасибо за рассказ! Меня очень зовут мои кельнские друзья на следующий карнавал. Почерпнула много полезного из вашей статьи. Я видела, что в 2011 году Rosemontag будет 7 марта. Это так? Спасибо заранее за ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.