Диалоги с «птицами»: сопровождениe творческой деятельности художников с «психиатрическим опытом»

Автор данной статьи делится опытом общения с детьми с синдромом Дауна и взрослыми пациентами, занимающимися изобразительной деятельностью. Его впечатлили оригинальность и незаурядные художественные достоинства их творческой продукции, что послужило для него одним из побудительных мотивов создания сайта «Орнитофилия» («Птицелюбие»). «Птицелюбие» для автора – ни что иное, как особого рода отношения, в которых душевнобольной человек есть «птица». Очевидно, что в слове «птица» заключено множество метафорических значений. Некоторые из этих значений, также как и смысл отношений автора с «птицами», раскрываются им посредством различных текстов (библейского, брэмовского и других).

The author of this paper shares experience of working with children with Down’s syndrome and adults with mental illnesses, who are involved in artistic activities. He was impressed with originality and exceptional artistic merits of their works, what was one of motivating factors in creating the site called “OrnitoPhilia” (“Love to Birds”). For the author, “Love to Birds” is a kind of relationships, in which a mentally disturbed person is considered to be a “bird”. This word, apparently, includes many metaphoric meanings. Some of these meanings as well as the meaning of author’s relationships with “birds” have been disclosed through various texts (Biblical, Brahm’s and some others).

Штучная работа психиатра, являясь весьма специфичной и высокоточной, закономерно оказывается следствием многолетнего и многотрудного опыта взаимоотношений с нерасположенным к общению клиентом. Однако повседневная деятельность отечественного специалиста психопатолога-психотерапевта, по большей части, сводится к постановке шаблонных задач, решаемых им «в режиме автопилота». Подобный «щадящий режим» легко объясняется психологической защитой доктора. Длительный опыт работы в подобном режиме сообщает нашим коллегам ряд характерных черт, по которым проницательные люди, не имеющие отношения к психиатрии, легко узнают их, при всей их непохожести друг на друга.
Теперь, по истечении многих лет психиатрической деятельности, складывается ощущение, что тогдашнее обращение автора к одному из вариантов социальной психиатрии было, помимо всего прочего, просто интуитивным выбором стратегии противодействия развитию упомянутых стигм. Реализация избранной стратегии сопровождалась небанальными — назовем их «условно-психотерапевтическими» — результатами, о которых хотелось бы здесь рассказать простыми словами, проиллюстрировав рассказ работами художников с психиатрическим опытом, из пациентов постепенно и незаметно превращавшихся в друзей автора.

Все началось с попытки обучения компьютерному рисованию детей с синдромом Дауна в 1995 году в детском психоневрологическом санатории одного из сибирских городов. Известно, что дети с указанным наследственным заболеванием, значительно отставая от сверстников интеллектуально, отличаются от них своей феноменальной исполнительностью и переимчивостью рутинных операций, и если удается сформировать у них стойкий мотив, — более обязательных и смиренных работников просто трудно сыскать. Понятно, что в нашем случае речь пойдет о простых манипуляциях. Добавим, что дети с этим заболеванием, как правило, отличаются продуктивной эмоциональностью, и с готовностью принимаются за обучение в присутствии терпеливого и целеустремленного наставника, послушно следуя его руководству.

Поразмыслив немного, мы решили предложить нашим детям попробовать свои силы в овладении компьютерным графическим редактором. Что может быть проще манипуляций мышью, когда на экране возникают яркие и разноцветные пятна и узоры, послушные руке ребенка? Наши дети, даже те из них, которых мало что могло заинтересовать, увидев, что можно на экране «этого телевизора» рисовать все, что только в голову придет: человеческие фигурки, животных, машинки и цветочки, а также раскрашивать все это любым цветом и легко исправлять допущенные промахи, с первого же занятия утратили над собой контроль, игравший у них до начала наших занятий защитную и компенсаторную роль. Случайно сложившаяся группа, благодаря целенаправленному формированию нами мотивации, на наших глазах из хаотической, превращалась в психотерапевтическую, обнаруживая внутри себя своих лидеров и «периферию», а так же отчетливую градацию претендентов на успех. Нам оставалось только «мять эту глину», придавая ей желаемые формы.

Начинали мы с простых вещей: просили детей нарисовать по нашему примеру на экране прямые горизонтальные и вертикальные линии. По выполнении этого упражнения и обретении детьми навыка более уверенного обращения с мышью, мы переходили к рисованию окружностей, сначала вдоль направляющих, затем и без них. На «продвинутых» по части экранного рисования детей равнялись отстающие, охотно пользуясь их «консультативными» услугами. Постепенно дети осваивали необходимый инструментарий графического редактора и команды (англоязычные!) его меню, сопровождая свои достижения выразительными эмоциональными высказываниями, а также соответствующими жестами и мимикой. Дети, не способные ранее правильно держать карандаш, а тем более, что-либо изобразить с его помощью, от занятия к занятию уверенно приобретали моторную ловкость, благодаря которой изображение и раскрашивание мелких деталей рисунка вскоре больше не составляло для них особой проблемы.

Большинство детей с синдромом Дауна испытывают значительные трудности по ведомству образного мышления. Мы решили поработать в этом направлении после того, как они перестали бояться мыши и очень полюбили рисовать на экране разноцветные «колябушки». Нам показалось, что, перехватывая инициативу у ребенка, когда в хаотическом нагромождении линий мы вдруг начинаем угадывать что-то определенное (фигура, предмет и т. п.), мы должны сами завершить рисунок путем окрашивания случайных пятен и минимальной корректировки деталей. После этого настойчиво навязывая стопроцентное авторство рисунка самому ребенку, мы становимся свидетелями формирования у него начал образного мышления, когда он с удивлением обнаруживает на экране неожиданный результат «своих» малокоординированных действий и ассоциирует его с предлагаемым нами образом. В дальнейшем дети забывают о том, что рисунок осуществлялся в соавторстве с нами. Мы же только рады этой забывчивости, ибо вскоре уже не только мы подсказываем, что вышло на экране, но и сами дети все чаще начинают обнаруживать нечто определенное в этих аналогах пятен Роршаха, намереваясь детализацией и корректировкой наложить последние мазки, отсекая от композиции все лишнее.

Через некоторое время после начала занятий, некоторым из наших детей после освоения ими азов компьютерного рисования удается, вспомнив (или вообразив?!) ранее нарисованную с нашей помощью фигуру, воспроизвести ее по памяти на экране повторно уже без нашей помощи. Один из мальчишек самостоятельно включая компьютер, отыскивал нужную директорию, набирал с клавиатуры paint.exe и запуская графический редактор невозмутимо приступал к рисованию, чем вводил неподготовленную заранее группу случайных наблюдателей из числа медицинского персонала санатория в состояние легкого транса.

Имеющаяся у нас коллекция детских рисунков в виде графических файлов, хранящихся в компьютерном каталоге, представляет, на наш взгляд не только научную, но и эстетическую ценность. Некоторые из рисунков наших детей мы предлагаем вниманию читателей во второй части нашего материала.

Будучи крайне ограниченными в средствах, мы работали тогда на крайне примитивной машине, характеризующейся цифрами 286, 1Mb, используя PaintBrush для DOS (версия 1.50) и MS-WORKS — тоже для DOS (версия 2.00 — для статистической обработки параметров тестирования).

Начало нашего «взрослого» проекта можно датировать летом 1999 года, когда в наше поле зрения попала первая художница из г. Колпино, принесшая свою работу для «экспертной оценки». Увидев живую реакцию на свое произведение и услышав заинтересованные суждения «по существу вопроса», наша художница через несколько дней принесла полтора десятка своих работ, заставивших нас немедленно приняться за сканирование с перспективой создания и публикации «сетевой галереи».

На промежуточном этапе мы изготовили деревянные рамки, развесив оригинальные работы нашей первой ласточки по стенам врачебного кабинета. Как и ожидалось, через некоторое время нашлись заинтересованные выставкой другие художники, понесшие нам свои работы. К тому времени организационная деятельность по публикации в сети «галерейного сайта» была в основном завершена. Оставалось только присовокупить к «залу» одной художницы «зал» другой.

В начале 2000 года сайт был опубликован в Интернете и стал одной из первых отечественных галерей художников с психиатрическим опытом. На титульной странице посетитель мог прочитать на русском и английском языках следующего содержания преамбулу:

«Вниманию посетителей сайта предлагается выставка работ двух душевнобольных художников из Колпино (Санкт-Петербург). Мы располагаем значительным количеством их произведений, из которых нами публикуется только небольшая часть, — после отбора «позиций» вместе с их авторами. Предлагаем усматривать в нашей акции не столько «клинический», сколько эстетический смысл. Наши авторы приглашают нас посмотреть на окружающий мир ИХ глазами. Они же, в свою очередь, предлагают другим авторам познакомить так называемых «нормальных» людей со своим «необычным углом зрения»…

Целью первой версии нашего галерейного проекта заявлялась ни много ни мало, как «организация сетевого сообщества душевнобольных и поиск общего языка между ними и так называемыми «нормальными людьми»…» Задачей проекта ставилось «объединение людей, заинтересованных в оценке так называемого «маргинального взгляда на реальность», его квантификация и — приложение его к упомянутой реальности с пользой как для первых, так и для вторых». В рамках проекта предполагалась «публикация произведений психически больных людей (текстового и изобразительного характера), а так же публикация «здоровых» текстов и рисунков, и мягкая модерация их последующего обсуждения в Сети»…

Под «социальным назначением проекта» нами понималось «расширение интеллектуальных контактов между людьми, находящимися по разные стороны границы «нормы» и «патологии», создание некоего виртуального сообщества, облегчающего обмен информацией между ними, свободный обмен мнениями между упомянутыми категориями людей, разъединенными своими взглядами на мир, и, таким образом, приближение к попытке реализации феномена «совместного думанья», совместного обсуждения сложных социально значимых вопросов взаимоотношения людей «разной категории».» Это, по нашему мнению должно было стать попыткой «использовать коммуникативные возможности Интернета для сближения людей, живущих в самых различных, зачастую очень отдаленных «местах и обстоятельствах» во всех смыслах этих слов»…

В круг «потребителей» данного проекта, по нашему мнению, должны были входить, в первую очередь, душевнобольные, имеющие доступ к Сети, а также люди им сочувствующие». В этом смысле, и участники и потребители становились соучастниками, активными создателями нового виртуального сообщества.

«Новизна замысла», по-нашему мнению, заключалась в том, что, проекты, подобные предлагаемому в русскоязычной Сети на момент публикации отсутствовали (во всяком случае об их существовании нам ничего тогда не было известно). Новой, с нашей точки зрения, была  также попытка поиска общего языка между представителями разнонаправленных составляющих нашего общества. «К сожалению, (по крайней мере, в русскоязычной части) данный аспект практически никак не представлен, а, если присутствует в том или ином виде, то остается недоосмысленным. Иррациональная составляющая человеческой культуры, та составляющая, которой, по существу, мы обязаны большинством нетехнологических достижений человечества, представлена до обидного слабо. Складывается впечатление, что происходит некоторое «искривление» культурной среды. Данный проект являлся попыткой сместить акценты и стремлением «выправить» это искривление. Нисколько не умаляя полезность других подходов к осмыслению фундаментальных проблем Человека и Мира, в данном проекте мы хотели продемонстрировать то, что иррациональная составляющая жизни существует и достаточно широко представлена в культуре (а поэтому должна быть представлена и в Интернете, как части современной культуры) и способна решать многие достаточно сложные проблемы. Идея подобного подхода к использованию «электронного представительства», ввиду своей простоты и очевидности, наверное, уже не раз приходила кому-нибудь в голову, но о наличии в Сети аналогов этого проекта нам, к сожалению, ничего не известно.

После обнародования галерейного сайта любопытно было наблюдать бурный рост продуктивной (не в психопатологическом значении этого слова) активности опубликовавшихся художниц и тех их коллег, кто о факте публикации от них уже услышал. Важную роль в нашем сыграли отзывы «не последних людей», пришедшие в ответ на публикацию галереи, с которыми мы, — в текущем порядке, — знакомили членов нашей «творческой группы».

В первой версии галерейного проекта нами было опубликовано около 50 работ двух колпинских художниц с психиатрическим опытом. Ежедневная статистика обращаемости к «галерейному сайту» позволяла отследить степень заинтересованности «внешнего мира» столь «локальной» проблемой. Она (ежедневная статистика посещаемости) до сих пор может характеризоваться выражением «выше среднего».

Промежуточным итогом описываемого этапа развития «Проекта» стала публикация в сборнике статей к юбилейной научно-практической конференции, посвященной 140-летию кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии публикации под названием «Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний» (14-16 июня 2000 г., СПб.) — нашей статьи «Опыт социальной реабилитации творчески одаренных пациентов с использованием сетевых технологий», в которой мы заявили буквально следующее:

«Известно, что некоторые лица, страдающие душевными заболеваниями, утратившие контакт с родственниками, сверстниками и друзьями и редуцировавшиеся в социальном плане в силу особенностей своего состояния, сохраняют в той или иной степени «творческий потенциал», являя в своих произведениях текстового или изобразительного характера проекцию своей измененной болезнью личности, зачастую — единственный ее манифест и свободное ее волеизъявление…

Нами также использовался терапевтический потенциал творческих возможностей некоторых пациентов в традиционном ключе… Однако, замкнутый, сам на себя обращенный мир наших пациентов в его творческом отображении не получал обратной связи по причине известных сложностей доступа их к широкой аудитории. Опубликоваться сегодня сложно, выставиться еще и дорого.

С возникновением новой технологической ситуации, связанной с развитием сетевых ресурсов, нами была предпринята попытка публикации некоторых работ наших пациентов в Сети и организация так называемой обратной связи. В результате проведенной нами работы удалось не только повысить исходно низкую самооценку наших подопечных — благодаря признанию высокой эстетической значимости их творчества со стороны представителей отдаленной (независимой, «нормальной») зрительской аудитории, — но и пробудить живой интерес наших авторов и художников к творчеству друг друга, ранее ничем не проявлявшийся. Наряду с выраженным социализирующим эффектом предлагаемой нами методики, она переводит сложившийся стереотип взаимоотношений врача и пациента из разряда формальных в разряд доверительных, благодаря которым и «стандартные» врачебные назначения перестают отвергаться пациентами категорически, как это почти всегда делалось ими ранее».

Будучи некоторое время пионерами в деле публикации в отечественной Сети работ художников с психиатрическим опытом, пропагандируя свой опыт публично и частным образом, в 2000 году мы в одночасье стали «одними из многих». К тому времени в Сети был опубликован ряд остроумных и стильных галерейных проектов подобного рода. Надо было выдумывать что-то особенное, чтобы не затеряться в новой ситуации.

К тому времени полку наших художников прибыло, а работа одной из наших новых художниц, названная ею «Птицеловы», послужила поводом к радикальной смене идеологии проекта. Промыслительно прозрев в мастерски изображенных художницей птицеловах — психиатров, а в преследуемых и уловляемых ими птицах — пациентов, мы обратились за сопроводительными текстами ко второму тому знаменитого натуралиста А. Брэма «Птицы», цитатами из которого украсили все подразделы второй версии нашего галерейного сайта, сообщив ему имя «OrnitoPhilia» («птицелюбие»). Мы принципиально отказались от использования в пределах сайта специальной психиатрической терминологии, за исключением лаконичной сноски: «Сайт украшен работами художников с психиатрическим опытом»…

«Птицу узнают по перьям», — говорит народ, и этим отличает пернатых от других позвоночных. Если прибавим к тому, что птицы снабжены роговым клювом, что передние конечности их превращены в крылья и, следовательно, у них существует всего одна пара ног, то внешний вид птицы будет вполне охарактеризован»… (А. Э. БРЭМ. «Птицы»).

Такой цитатой мы открыли 1 апреля 2002 года вторую версию нашего галерейного проекта, полагая, что — изъятая из натуралистического контекста и помещенная в социально-психиатрический — фраза неожиданно приобретает в новом контексте мягкий иронический смысл, не обнаруживаемый в брэмовском тексте ранее. Впоследствии мы еще не раз с удовлетворением обнаруживали «новые смыслы» в однозначных орнитологических текстах, помещенных в «иное окружение». Авторы демонстрируемых в сетевой галерее работ наш подход оценили по достоинству и «дали добро» на избранную нами стратегию преподнесения материала. В дальнейшем мы не будем отвлекаться на толкования брэмовских цитат, сопровождающих разделы второй версии нашей галереи, предоставляя читателю делать это самостоятельно.

Предлагаем познакомиться с иллюстрированным описанием сайта «OrnitoPhilia». Сайт включает четыре раздела. В первом из них («Птицы») мы поместили около сотни работ шестерых художников с психиатрическим опытом, систематизировав их тематически. В разделе»Птенцы» мы опубликовали около дюжины экземпляров компьютерной графики, из-под рук детей с синдромом Дауна. Раздел «Снасть» мы посвятили «лечебно-воспитательным приборам», с помощью которых психиатры в начале XIX века пытались справиться с проблемой психопатологии. И, наконец, на странице «Птицеловы» мы перечислили автора-исполнителя проекта и друзей автора и его дела, без которых ничего и никогда не делалось бы. В приложении «Птицам написали» мы привели несколько первых откликов на публикацию самых разных посетителей сайта.

«Птицы»

«Птицы водятся на всем земном шаре; их находили всюду, куда только мог проникнуть человек; они встречаются как на покрытых льдом островах Северного и Южного полюсов, так и в жарких тропических странах; как среди моря, так и на высочайших вершинах гор; как в плодоносных странах, так и в пустынях; в девственном лесу и на голых скалах, окруженных со всех сторон морем. Каждый пояс земли имеет своих особых обитателей из пернатого царства»… (А. Э. БРЭМ. «Птицы»).

«Птенцы»

«У так называемых выводковых птиц детеныши выходят из яиц покрытые пухом и с довольно хорошо развитыми чувствами; у птенцовых же птиц детеныши сначала голы и слепы. Первые производят на нас своим видом тотчас после появления на свет приятное впечатление, так как они довольно хорошо развиты; детеныши же птенцовых в большинстве случаев поражают нас своей непривлекательностью и даже уродливостью»… (А. Э. БРЭМ. «Птицы»).

Раздел «Птенцы» украшен компьютерной графикой прокопьевских детей (Женя, Лена, Света), отстававших — на момент работы с ними автора — в развитии от своих сверстников.

«Снасть»

«…забота о наших птицах должна состоять в том, чтобы так или иначе устраивать для них удобные места жизни и устройства гнезд. Вот в каком смысле я еще раз повторю то, что давно говорил всем разумным людям: берегите птиц!..» (А. Э. БРЭМ. «Птицы»).

«Птицеловы»

«…ни из какого другого класса… мы не выбираем себе столько друзей, живущих у нас в доме и в комнатах, как между птицами. Это расположение к птицам не уничтожается вполне даже тогда, когда мы охотимся за ними и ловим их сетями и западнями. Это наши любимцы и баловни»… (А. Э. БРЭМ «Птицы»).

В ПРИЛОЖЕНИе к сайту нами были включены цитаты о птицах. В Библии, у АРИСТОФАНА («Птицы»), у БРЭМА («Птицы») и др.» Смысл этих цитат, по нашему мнению, равно как и мнению художников, приобретает новое качество.

БИБЛИЯ

ПТИЦА

Быт. 1:26 …да владычествуют над птицами…
Быт. 40:19 …птицы будут клевать плоть твою…
Лев. 1:14 …крови не ешьте из птиц…
Лев. 20:25 …не оскверняйте душ птиц…
Вт. 28:26 …будут трупы пищею птиц…
3 Цар. 14:11 …того склюют птицы небесныя…
Иов. 12:7 …спроси у птицы небесной…
Псл. 10:1 …улетай на гору вашу, как птица…
Псл. 49:11 …знаю всех птиц на горах…
Псл. 77:27 …одождил птиц пернатых…
Псл. 101:8 …как одинокая птица на кровле…
Псл. 123:7 …душа наша избавилась, как птица…
Псл. 148:10 …хвалите Господа, птицы крылатые!..
Пр. 6:5 …спасайся, как птица…
Пр. 27:8 …как птица, покинувшая гнездо…
Ек. 9:12 …как птицы запутываются в силках…
Ис. 16:2 …блуждающей птице будут подобны…
Иер. 4:25 …все птицы небесныя разлетелись…
Иер. 12:4 …птицы гибнут за нечестие жителей…
Иез. 31:6 …на гнездах его вили гнезда птицы…
Иез. 32:4 …будут садиться на тебя птицы…
Иез. 44:31 …ничего из птиц не должны есть…
Дан. 2:38 …птиц небесных отдал в твои руки…
Дан. 4:30 …выросли ногти у него, как у птицы…
Ос. 2:18 …заключу союз с птицами небесными…
Ос. 11:11 …встрепенутся, как птицы…
Мф. 6:26 …взгляните на птиц небесных…
Иак. 3:7 …естество птицы укрощено…
1 Кор. 15:39 …плоть иная у птицы…

ПТИЦЕЛОВ

Пр. 6:5 …[спасайся] как птица из руки птицелова…
Ос. 9:8 …пророк — сеть птицелова на всех путях его [Израиля]…

АРИСТОФАН. «ПТИЦЫ»:
(в скобках — «маргинальная нумерация»)

…тех, кто прежде человеком был… (75)
…ведь был и я когда-то человеком… (98)
…расскажи нам, птичье каково житье!.. (156)
Вы, чей дом — лог и топь, вы, чей корм — мошек рой… (245)
…что за птица… (269)
Видишь, видишь, целой стаей мчатся птицы, вьется рой!.. (293)
Не видать от птиц летящих ни дороги, ни ворот! (295)
Верещат, пищат, стрекочут, скачут, прыгают, свистят… (307)
Нам грозятся, нас пугают. Клюв раскрыли на меня… (308)
Горе, горе нам, — глядят… (309)
…клюв отрастить нам с тобою придется, приятель… (479)
…некогда вас почитали везде за царей, за вельмож за могучих, а теперь ценят в грош. Как в бродяг сумасшедших бросаются в вас голышами, камнями. В лесах и полях против вас расставляет злодей-птицелов западни, наволоки, силки, тайники, перевесы, тенета, капканы, лучки. Нанизав на веревку, несет продавать. Покупатели щупают пальцем жирок и не попросту сжарят, не просто съедят — если нужно, пускай бы изжарили, — нет, прежде сыра накрошат, заправят лучком, кислым уксусом, маслом масличным, вином, сладковатой и жирной подливкой зальют, и приправу горячую, снадобья все опрокинут на вас, как на подлую, дохлую падаль… (522-537)
Нам внемлите, парящим в эфире, соседям небес, промыслителям мудрых решений! Нас услышьте, всему научитесь у нас, о природе вещей поднебесных, о рождении птиц, о природе богов, о Хаосе, Эребе и Реках, все, как было, узнайте… (689-690)
А что правда мы — дети Эрота, это видно из многого… (703)
С крыльями на свет родиться — выше счастья в мире нет!.. (785)
Ну не радость, ну не счастье ль в перьях по миру летать?.. (797)

Сведения об авторе: Владимир Дворецкий – врач-психиатр, автор-разработчик нескольких сайтов, в том числе, посвященных творчеству художников с «психиатрическим опытом».

Статья предоставлена: ИНОВИДЕНИЕ — Выставка творчества душевно иных

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.