Множественная личность

Есть история про пациента психиатрической клиники, которого подвергли испытанию на детекторе лжи. Когда его спросили, не Наполеон ли он, тот ответил отрицательно. Детектор лжи зарегистрировал, что он солгал. Французский император действительно присутствовал во внутренней структуре этого человека!

Множественная личностьТермин «шизоидная» применяется к личности, цельность переживания которой расщеплена — и в отношениях с миром, и в отношении к самой себе. Например, такой человек воспринимает себя как разум, слабо связанный с телом, как два и более Я… Но если не бояться психиатрических репрессий, то внутри многих из нас можно обнаружить целое сообщество субличностей. Прекрасно тогда становятся на свои места хрестоматийные ид, эго и супер-эго Фрейда, взрослый, родитель и ребёнок Берна, системы психики по Юнгу, сомнения и метания героев Кафки, Достоевского. Все эти теории нарезания кусочками человеческой сущности подтверждают, что так называемое расщепление, диссоциация личности — вовсе не преррогатива сумасшедших.

Психологические внутренности любого из нас включают в себя уникально преломленную и обобщенную внешнюю реальность, состоящую из пройденного опыта, усвоенных смыслов, привычных и отринутых отношений, а также, обязательно, потребностей и ценностей…. Научный жаргон использует понятие «ценностно-смысловая сфера личности» для обозначения того, что на обыденном языке называется внутренним миром человека. И там, в этом внутреннем мире, мы можем встретить дружественную или не очень компанию внутренних ролей, которые мы играем только для одного зрителя — себя самого.

…У них разные воспоминания и жизненный опыт, желания и умственные способности, голоса и походки. Иногда они жить друг без друга не могут, а иногда им даже не о чем поговорить. Но и в том, и в другом случае это — части одного человека. Они — его Я. Беседовать с внутренними субличностями без боязни прослыть шизофреником могут себе позволить , пожалуй, только писатели и актёры. Знаменитое «Эмма — это я», произнесённое Флобером о героине своего романа «Мадам Бовари», как нельзя лучше отражает использование феномена расщепления личности в корыстных, то бишь полезных, целях — для получения гонорара за творческую работу.

Говорят, хорошего человека должно быть много. И это может быть не только количественно, но и качественно. Ведь пьяный не совсем то же самое, что трезвый. Хотя это один и тот же человек, и более того — некий внутренний абсолютно непьющий охранник наблюдает за тем, что вытворяет будто бы неконтролируемый завсегдатай пивнушки.Человек, которого гипнотизируют, в большинстве случаев будет демонстрировать «прикольные» нюансы поведения, как настоящая множественная личность.

Некоторые психиатры утверждают, что в множественной личности могут скрываться десятки и даже сотни Я. Если человек смотрит в зеркало и с трудом узнает себя, если он затрудняется вспомнить, действительно ли он совершил какой-то поступок или только подумал о нем, у него признаки расщепления сознания — заверяют психиатры. Авторы вышедшей в 2000 году книги «Чужой в зеркале. Диссоциация: скрытая эпидемия» М. Штейнберг и М. Шналь считают, что миллионы людей страдают от расщепления личности — психической диссоциации, ни о чем не подозревая и ничего не делая для того, чтобы исправить положение.

Далеко не все психиатры верят в существование множественных личностей. Но в одном они сходятся: причина расщепления сознания состоит в подавлении воспоминаний о перенесенной психической травме, это — универсальная защитная реакция на стресс и события, представляющие угрозу для жизни. Защищаясь, травмирующие события вытесняют в бессознательное, сознание расщепляется, от него откалываются некоторые психические элементы, которые объединяются и начинают жить своей самостоятельной жизнью. Возникает второе Я с прошлым, свободным от мучительных воспоминаний.

При желании под определения психической болезни можно многое подвести — было бы оно, это желание. Десятки миллионов людей могут обнаружить у себя то, что некоторые психиатры выдают за симптомы множественной личности. Но стоит ли втягиваться в игру, в которой человек постепенно теряет свою индивидуальность и самостоятельность?

Так, может, хватит пугать людей раздвоениями и растроениями личности? Выносящие внутренний диалог наружу — возможно, просто самые честные из нас. Или это можно рассматривать как недержание? Ведь мы все затрачиваем психический ресурс, чтобы держать свои субличности в подчинении социально приемлемой узде психической нормы. Хотя осознаем, что ведем себя по-разному в разных ситуациях. Современному человеку свойственны постоянные эксперименты над собственной личностью, ему труднее всего оставаться самим собой. Он непрерывно меняется. Его поступки непоследовательны и нелогичны. Нередко он стремится к двум исключающим друг друга целям. Идея об обладании множеством Я относительно нова, но уже достаточно популярна. И на вопрос «Какой я?» мы всё чаще отвечаем — «Разный!»



комментария 2

  1. Автор в статье сливает воедино совершенно разные понятия, такие как: «Множественная личность» и разные стороны характера, разные части личности, социальные маски, если хотите.

    Множественная личность — действительно клиническое заболевание. И может так называться, только когда смена личностей сопровождается ПОТЕРЕЙ ПАМЯТИ о эпизоде существования другой личности.

    А то, о чем пишет автор — «Современному человеку свойственны постоянные эксперименты над собственной личностью, ему труднее всего оставаться самим собой» — это просто разные стороны и роли личности. К клинической картине множественной личности никакого отношения не имеющие.

Добавить комментарий