Закон полярностей

Я предлагаю рассмотреть поближе законы диалектики. И первый закон, с которого мы начнем, закон единства и борьбы противоположностей, знакомый нам еще со школьной скамьи. Закон единства и борьбы противоположностей еще называют законом полярностей, или законом дуальностей.  Лично я  чаще использую  название «закон полярностей». По своей сути он одинаково применим и к физическим объектам, и к окружающей среде, и к внутреннему миру человека, и к системе отношений между людьми.

Закон полярностей лежит  в основе любого  конфликта, и разрушительные последствия конфликта напрямую связаны с нарушениями этого закона. Суть закона полярностей в том, что каждой системе жизни, каждому явлению присуще наличие противоположностей, которые представляют собой крайние качества единого целого. Наличие пары противоположностей, их внутреннее единство и вместе с тем противостояние, является необходимым условием развития всего сущего.

Противоположности не существуют отдельно, друг без друга: проявление одной из противоположностей предполагает существование другой. Они противостоят друг другу, но в то же время находятся в органической связи, взаимопроникают друг в друга, взаимообусловливают друг друга:  в этом их единство. Например, говоря о добре, мы знаем, что существует и зло, свет подразумевает наличие тьмы, вдох подразумевает выдох, «нет худа без добра» — говорит народная мудрость  и т.д.

Нельзя разделить два полюса магнита,  они не могут существовать друг без друга: сколько бы мы ни делили магнит на кусочки, в каждом, даже самом маленьком, кусочке всегда будут два полюса.

Разделение  противоположностей относительно. Даже таких, как добро и зло. То, что является «добром» для одного человека, для другого может быть «злом». Например, то, что мне предоставили отпуск летом, является «добром» для меня, но может быть «злом» для сотрудника, которому, вследствие этого, предоставляют отпуск  зимой.  

С другой стороны, даже для одного человека одна и та же ситуация может восприниматься и как «добро» и как «зло». Для того же сотрудника, «отпуск зимой» может быть «злом», если он планирует отдохнуть летом на даче среди грядок, но может быть и «добром», если он любит зимний активный  отдых, лыжи и планирует отдохнуть на горнолыжном курорте. Все относительно.

Мы радуемся, когда ребенок начинает ползать и делает первые неуверенные шаги. Но когда и взрослый человек  «ползает и неуверенно держится на ногах», чаще это вызывает скорее негативные реакции.

Противоположности противостоят друг другу, но в тоже время и нуждаются друг в друге. Более того, они проявляют себя только во взаимодействии друг с другом.

Именно во взаимодействии с мужчиной женщина постигает свою женскую суть, а ученики являются таковыми только во взаимодействии с учителем. Может ли быть учителем тот, у кого нет учеников? Может ли состояться руководитель без исполнителей?

Познание одной противоположности помогает лучше познать другую. Мир познается в сравнении.

Мы можем судить о жаре, потому что нам знаком холод. Лишь познав болезнь, мы начинаем ценить здоровье. После городского шума и суеты мы начинаем больше ценить тишину леса. Хорошим руководителем может стать только тот, кто сам умеет подчиняться. Как бы мы узнали, что добро – это добро, если бы не было зла, что такое свет, если бы не тьма…

Чтобы что-нибудь заметить, нужно выделить это из общего фона. Если на белую бумагу нанести белую краску, это незаметно, потому что не создает различия. Черное же пятно создает различия. Многие феномены не могли бы существовать, если бы не существовали их противоположности.

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений. Придумайте несколько пар противоположностей, в которых каждая противоположность не может существовать без реального или подразумеваемого существования другой.

Как можно обрести чувствование противоположных факторов в своем поведении? Вообразите прямо противоположное тому, что вы привыкли считать реальным. Рассмотрите какую-нибудь повседневную жизненную ситуацию, какие-нибудь объекты или действия, как будто они являют собой прямую противоположность тому, за что вы их обычно принимаете. Вообразите себя в ситуации, противоположной вашей собственной, в которой вы обладаете склонностями и желаниями, точно  противоположными вашим обычным. Рассмотрите объекты, образы и мысли, как будто их функции и значения противоположны тому, чем вы их обычно считаете. Сталкивая их таким образом, воздержитесь от своих обычных оценок, что хорошо и что плохо, что желательно и что противно, что осмысленно  и что глупо, что возможно и что невозможно. Стойте между противоположностями, точнее, над ними, заинтересованно к обеим сторонам операции, но не отдавайте предпочтение ни одной.

Это упражнение позволяет видеть вещи наоборот и развивает способность находить собственные оценки.  Не смущайтесь комическим или трагическим аспектам получившейся ситуации. Как замечал еще Сократ, комическое и трагическое всегда рядом. Неудачи ребенка комичны для взрослых («он выглядит таким забавным») Беды взрослых комичны для богов (люди такие забавные). Поменяйте места на минутку!

Представьте себе, что было бы, если бы вы не встали с постели сегодня утром. Что случилось бы, если бы вы однажды сказали «нет» вместо «да»? Если бы вы были выше на 10 см или весили на 10 кг меньше? Если бы вы были мужчиной, а не женщиной, или наоборот?

Каждый кредит — одновременно дебет, передача откуда-то. Любое прибавление — где-то вычитание. Вспомните что-нибудь, что вы получили, и подумайте, откуда оно было взято. Что, если бы вы этого не получили? А что, если бы вы получили что-то, чего вам не досталось?

Ситуации, в которых вы встречаете препятствия в выполнении заданий — это конфликтные ситуации. Более того, это конфликт между одной частью вашей личности и другой ее же частью. Одну часть — ту, которая принимает задание и стремиться его выполнить,  вы осознаете. Другую часть, сопротивляющуюся, вы не осознаете, не знаете, не замечаете. Предлагаемая вам работа направлена на то, чтобы вы заметили-осознали конфликты  своей собственной личности.

Чтобы лучше ощутить действие противоположных сил (что по сути и создает конфликт) и гармонию (к которой можно прийти только через конфликт),  рассмотрим представление о равновесии.

Представьте себе классические  весы, которые держит в руках богиня правосудия Фемида. Ничто в нашей жизни не случайно, и данный образ весов тоже закономерен.  Символ правосудия (правильного судия, то есть правильного разрешения конфликта) по сути и есть символ гармонии и символ разрешения любого конфликта. Уравновешивание пар противоположностей, беспристрастность (закрытые глаза Фемиды), способность учитывать интересы каждой стороны и не стать ни на чью сторону в отдельности.

Следовательно, как только в конфликте мы принимаем чью-то  сторону (какой бы истинной она нам не казалась, без учета интересов противоположной стороны гармонии не бывает), разрешение конфликта невозможно.

 Представьте, если в споре человек побеждает, «одерживает верх», его чаша весов поднимается, но чаша весов другого человека при этом опускается.  Это вызывает напряжение и усиливает конфликт: нет равновесия, нет гармонии, нет разрешения конфликта…

Та же картина, если «побеждает» другой человек. По сути, не столь важно, кто прав, кто виноват. Если в споре (конфликте) есть «победитель» и «побежденный» — это признак непродуктивного спора (неразрешенного конфликта).

В нашей жизни часто встречаются ситуации, которые требуют постоянного восстановления равновесия, например, весь жизненный процесс организма (дыхание, биение сердца, поглощение и выделение, рождение и отмирание клеток организма, процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, левое и правое полушария головного мозга – анализ и синтез, сон и бодрствование).

Рассмотрим,  езду на велосипеде. Для начинающего велосипедиста почти невозможно удержать равновесие, он не может двигаться из-за сильного уклона в разные стороны, из-за того, что его очень сильно «бросает в крайности»: или влево, или вправо. Пошатнувшись в одну сторону, он не умеет адекватно компенсировать это, перенося вес в другую. Если, несмотря на падения  и ушибы, он продолжает попытки, то научиться приспосабливаться и удерживать равновесие, научится придерживаться «золотой середины». Причем он не достигает статичности, напротив, он обретает опыт избегания крайностей прежде, чем они зайдут слишком далеко, и это не только не обременительно, а составляет значительную часть удовольствия от езды.

Точно так же и в нашей жизни. Чтобы обрести и поддерживать здоровое равновесие в своей деятельности, человек должен, как искусный ездок на велосипеде, оценивать и компенсировать различие в своих ситуациях, которые приходят к нему.

Таким образом, энергия конфликта всегда направлена на объединение противоположностей, на поиск «равновесия». Ведь гармония —  это и есть равновесие состояния физического, эмоционального, ментального, духовного… А значит никакое решение по принципу «или …, или…» не может быть решением конфликта.

При кажущейся легкости подобного решения (еще Будда говорил о серединном пути, с тех пор прошло немало времени, «а воз и ныне там»), достигается гармония и равновесие достаточно сложно. Особенно на первых порах необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы вначале вообще заметить, что есть односторонность, увидеть и принять возможность другой позиции, противоположную сторону. А затем суметь «найти золотую середину», решение, объединяющее полярности. Но старания вознаграждаются сторицей. В результате трудного поиска общего, того, что объединяет, происходит рождение нового, самостоятельного центра….

Ведь смысл закона полярностей в том, что через взаимодействие полярных начал происходит рождение третьего – это универсальное условие для рождения всего сущего. Дуализм (двойственность) – основное условие возникновения жизни и развития.

Ярким примером может служить рождение ребенка, для которого необходимым условием является наличие мужчины и женщины. День и ночь рождают сутки, вдох и выдох – дыхание …

Третье начало, рожденное как результат объединения полярных начал, становится самостоятельным центром, потенциально более совершенным по сравнению со своими «родителями», выводя весь комплекс на качественно новый уровень развития, подтверждая, что «целое больше суммы частей, его составляющих».

Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и уже существующими теориями, описывающими эту реальность. Каждая новая теория как бы отрицала предыдущую, и лишь в дальнейшем становился очевидным факт права на существование каждой из них. Вспомним, хотя бы, споры о природе света. Одни считали, что свет имеет волновую природу и очень убедительно доказывали это. Другие утверждали, что корпускулярную и точно также убедительно доказывали это. Причем каждое из направлений категорически настаивало на своей правоте. Это противостояние длилось до тех пор, пока в итоге не родилась новая теория, которая говорит о том, что правы и те, и другие.

Отправляясь на поиски счастья, человек сталкивается с двумя подходами, где одни люди считают, что сначала надо научиться любить себя, понимая под этим, в первую очередь, удовлетворение своих потребностей, уважение своих желаний и т.п.

Другие же говорят о том, что любить себя грешно. Любить себя – это эгоизм, нарциссизм, обращение либидо (энергии) на себя. Другими словами, они считают, что человек должен сначала научиться жить ради других, и только потом придет к нему любовь и уважение к самому себе.

Однако, как показывает жизненная практика: в первом случае, человек чаще всего приходит к одиночеству, а во втором – он забывает, кто есть он сам, и с возрастом становится никому не интересным, а значит и одиноким.

Спор о первенстве между «любовью к себе» и «любовью к другим» напоминает давний спор о том, кто первым появился на Земле – курица или яйцо. Попытка построить последовательную теорию не отличается новизной, а дискуссии о первенстве любого из феноменов любви начинают напоминать спор слепых, ощупывающих слона с разных сторон и высказывающих различные версии о том, с кем им довелось повстречаться.

На смену предположению о существовании какого-либо одного центрального взгляда появилась теория относительно одновременного протекания всех жизненных процессов.

Для чего нам знать закон полярности? Каждый из полюсов направляет свой импульс в окружающее пространство. Всегда существует напряжение, всегда существует конфликт, всегда есть противоположные точки зрения. Если мы не принимаем чужую точку зрения,  у нас возникает биение, но не рождается ничего нового.

Ссора, в которой каждый высказывает свою точку зрения и не готов спокойно выслушать другую, способна только повысить напряжение в отношениях или привести к полному их разрушению. Чтобы взаимоотношения шли по пути созидания, важна согласованность позиций. Противоположным сторонам нужно для начала выслушать (и что важно, услышать!) друг друга, договориться между собой и выработать общий подход. Каждому при этом придется в чем-то уступить, от чего-то отказаться, но в результате выиграют все.

Харкевич Наталья



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.