Арт-терапия с психиатрическими пациентами, совершившими правонарушения

В статье рассматривается процесс и некоторые результаты групповой арт-терапии, проводимой на базе психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением, в которой проходят лечение пациенты, которые совершили правонарушения. Подробно описывается работа одной из групп, участниками которой являлись пациенты с разными психическими заболеваниями, включая шизофрению, психопатию и олигофрению. Хотя в процессе групповой работы использовались в основном визуальные средства, применялись также элементы литературного творчества и иные средства творческого самовыражения. Приводятся примеры созданных участниками группы рисунков и стихов.

In this article the process and some outcomes of group art therapy carried in the specialized psychiatric hospital with intensive observation for mentally ill offenders are considered. Work with one of the groups, which included patients suffering with schizophrenia, personality disorders and mental retardation is presented in detail. Though mostly visual means were used throughout the group work creative writing and other expressive forms were implemented as well. The examples of group members’ drawing and poetry are presented.

Введение

Опыт применения арт-терапии с психически больными людьми, совершившими преступление и находящимися на лечении в специализированных учреждениях с интенсивным наблюдением, в нашей стране пока весьма ограничен. Такие пациенты нуждаются в комплексной терапии, воздействующей на биологические, психологические и социальные факторы и механизмы нарушенного поведения.

Несмотря на хронический характер психических нарушений, имеющихся у многих больных и необходимость длительной химиотерапии, арт-терапия может занимать свое важное место в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий. Она может дополнять лечение лекарствами, терапию занятостью, различные виды вербальной психотерапии и иные мероприятия. Она обладает целым рядом преимуществ перед другими, в частности, психотерапевтическими методами лечения: обеспечивает самораскрытие «в обход» речи и психологических защит, направлена на здоровые, творческие аспекты личности пациентов, способствует контактам даже когда навыки вербальной коммуникации у пациентов снижены, позволяет удовлетворять разные потребности пациентов, предоставляя им для работы различные материалы и виды деятельности.

К сожалению, целый ряд причин пока препятствует реализации богатых возможностей арт-терапии применительно к работе с пациентами специализированных психиатрических учреждений. Арт-терапия зачастую продолжает рассматриваться лишь как вариант занятости, а не как собственно психотерапия; оснащение занятий материалами и средствами для работы пока недостаточное; жесткий контроль и многочисленные ограничения, характерные для таких учреждений, сдерживают творческую инициативу пациентов.

Кроме того, терапевтические эффекты нередко проявляются очень медленно и подчас не носят стойкого характера. Декомпенсация состояния или новое обострение болезни могут свести на нет достигнутые результаты, и это связано как с преимущественно биологическими причинами душевных заболеваний, так и множеством провоцирующих факторов, в том числе, недостаточно развитой системой социотерапевтических мероприятий и внешней поддержки пациентов при их выписке из больницы специализированного типа или переводе в психиатрическую больницу общего типа.

В то же время, проводя арт-терапию в психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением с 2003 г., я нахожу свою работу очень интересной и дающей богатый личный и профессиональный опыт, которым я постараюсь поделиться в этой статье.

Больница и пациенты

В больнице, где мною проводятся арт-терапевтические занятия, имеется два отделения реабилитации и десять лечебных отделений. Иногда из-за нарушения режима пациент может вновь попасть из отделения реабилитации в лечебное отделение. В здании, построенном в 1913 г. для женской тюрьмы, с 1953 г. размещается психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением. Она предназначена для душевнобольных, совершивших особо тяжкие правонарушения. Примерно 90 % пациентов, находящихся в больнице, совершили преступления, направленные против личности: убийство, изнасилование, нанесение тяжкого вреда здоровью, повлекшее за собой смерть. Около 10% совершили кражу или разбойное нападение (обычно это олигофрены), а впоследствии – побег из предыдущего места заключения. Важно отметить, что данная больница создавалась именно для душевнобольных, совершивших преступления против личности. Психотерапия в больнице официально проводится с 1998 г. До этого преобладало медикаментозное лечение, электрошоковая терапия, а также терапия занятостью, трудотерапия.

Состав группы

В данной статье я опишу свою работу с одной из групп, которую составляют девять мужчин от 23 до 54 лет. Трое из них имеют диагноз «Шизофрения. Простая форма», двое – «Шизофрения. Параноидная форма», один – «Шизофрения. Простая форма, нарастающий дефект», один – диагноз «Психопатия» и два страдают олигофренией. Все они совершили одно или два убийства. Срок лечения и пребывания в больнице колеблется от трех до десяти лет. Все девять пациентов получают медикаментозное лечение в различном объеме. Двое посещают два раза в неделю 11-й класс школы. В отделение приходят учителя истории, физики, литературы и обществознания. Трое посещают швейный цех три раза в неделю, шьют мешки. Периодически больным предоставляется работа на пищеблоке, на раздаче ларька, а также уборке помещений общего пользования. В целом у больных есть потребность в занятости, которая не может быть полностью удовлетворена в условиях больницы. Раз в месяц собираются группы анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов, и многие пациенты записываются в эти группы с целью получить новые впечатления и возможность общения. Какие-либо виды психотерапии помимо арт-терапии на отделении в настоящее время не применяются.

Условия и форма арт-терапевтических занятий

Занятия проводятся в специальной психотерапевтической комнате. Там же находятся библиотека, аквариум, клетка с двумя волнистыми попугайчиками, цветы. Занятия арт-терапией согласовываются с режимом жизни отделения. Они проводятся раз в неделю в один и тот же день, в одно и то же время – после завтрака и перед прогулкой. Продолжительность арт-терапевтической сессии – полтора часа.

В своей работе мы руководствуемся теоретическими разработками и рекомендациями А. И. Копытина по проведению групповых арт-терапевтических занятий с психиатрическими пациентами (Копытин А. И., 2001, 2002). Исходя из предлагаемой этим автором классификации разных форм групповой арт-терапии, я остановила свой выбор на тематической группе, в наибольшей степени отвечающей особенностям пациентов и условиям работы. Занятия арт-терапией начинаются в группе с постоянным составом из девяти человек. Иногда пациенты пропускают какое-либо занятие в силу своего плохого самочувствия. Арт-терапия с постоянной группой проводится долго – от полугода до года. Затем кто-то из членов группы выписывается в больницу общего типа, а на его место приходит другой больной. Таким образом, группа является полузакрытой. Через некоторое время, вследствие постепенной выписки больных, весь состав группы полностью обновляется.

Задачи арт-терапии

В ходе работы нами ставились следующие задачи:

  • занятость больных и развитие различных практических навыков посредством освоения различных материалов, получения информации о разных способах самовыражения, что также обеспечивает их сенсорную и эмоциональную стимуляцию;
  • отреагирование сложного психологического материала с возможным его осознанием, приводящее к развитию у больных способности к сознательному контролю над своими потребностями и переживаниями, а также развитие навыков межличностного взаимодействия, способности понимать чувства и потребности других людей и вступать с ними в продуктивное взаимодействие.

Хранение работ

Художественные работы, созданные на занятиях по арт-терапии, хранятся в специальном шкафу в кабинете арт-терапевта в больнице. Иногда членам группы разрешается взять свои работы в палату, но в ограниченном количестве, так как места в палатах недостаточно. Объемные поделки из бумаги, пластилина, фольги и иных материлов хранятся на полках в комнате, где проходят занятия арт-терапией, так что больные могут регулярно видеть плоды своего труда и вспоминать о прежних занятиях.

Психологические особенности больных и формы взаимодействия с ними

Занятия с новой группой начинаются со знакомства. Каждый член группы пишет на листе бумаги свое имя и фамилию любым цветом. Можно при желании еще что-то нарисовать. В целом, как показали наблюдения, психиатрическим пациентам, совершившим преступления, свойственна обидчивость, самолюбие, эгоцентризм, замкнутость. Поэтому общение с ними требует особой деликатности и внимательности. Недопустимы критические замечания, нескромные вопросы, принуждение. Занятия в группе должны предоставлять свободу самовыражения и нести за собой преимущественно положительные эмоции. Непродуктивно в работе с такими пациентами применять оценочные суждения, делать сравнение их работ с другими. Необходимо демонстрировать безусловное принятие, одобрение. Продуктивными представляются похвалы, иногда просьбы, невербальные знаки внимания и расположения (улыбки, кивки и т. п.).

После знакомства, на последующих занятиях, можно применять рисуночные методики, которые позволят лучше узнать членов группы (например, проективные тесты и тематические задания «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Человек, срывающий яблоко с дерева», «Во что бы меня превратил добрый волшебник», «Во что бы меня заколдовал злой волшебник», «Фигура человека», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране», «Карта сказочной страны» и другие). Однако, предлагая пациентам эти задания, важно подчеркнуть, что это не тест, не проверка чего-либо, а просто рисунок, и что врачи не увидят эти рисунки, поскольку они будут храниться у арт-терапевта, который не будет их интерпретировать. Не стоит поддаваться на провокации больных, заявляющих о своем желании узнать о себе побольше прямо в группе. Такой разговор возможен лишь в рамках индивидуальной арт-терапии после общих занятий в группе и лишь спустя определенное количество занятий, когда пациент уже будет доверять арт-терапевту. 

Многие больные очень недоверчивы и подозрительны, кроме того, бывают начитаны в психологии и знают многие тесты. Они могут ожидать плохих последствий от своей откровенности: усиление лечения, отсрочка выписки, усиление наблюдения. Нужно принимать право члена группы отказаться от обсуждения его рисунка. Он может на вопрос арт-терапевта сказать: «Я не хочу отвечать». Даже в рамках индивидуального обсуждения рисунка любая критика его личности большинством больных воспринимается крайне болезненно и может привести к полной закрытости и даже отказу от посещения группы. Необходимо, поэтому, высказываться очень осторожно и делать акцент на положительных сторонах личности и потенциале пациента. Лишь уверенность больного в хорошем к нему отношении и доброжелательности может побудить его объективно взглянуть на свои недостатки и признать их. Нужно постараться, насколько это возможно, вести общение «на равных», просто как человек с человеком. Многие пациенты не терпят, когда ими пытаются руководить, тем более женщины. Лучше свои пожелания высказывать в форме просьбы.

Иногда приходится при проведении индивидуальной беседы согласиться, чтобы больной к арт-терапевту обращался на «Ты». Это дает чувство равноправия и доброжелательности. Однако в группе тот же больной обязательно должен к арт-терапевту обращаться на «Вы». Обычно члены группы соглашаются на такие «правила игры», и это повышает продуктивность арт-терапевтических занятий.

Нужно стараться создать в группе непринужденную, доверительную атмосферу. Арт-терапевт может что-то рассказать о себе, своих интересах, занятиях. Создается некое подобие дружеской беседы, что и членов группы побуждает к большей открытости. Ни в коем случае не следует обманывать больных, даже в мелочах или из желания произвести благоприятное впечатление. Ложь может раскрыться впоследствии, и тогда доверие членов группы будет утрачено безвозвратно. Кроме того, часто психиатрические пациенты обладают развитой интуицией, и уже в ходе самого ответа арт-терапевта чувствуют фальшь. Лучше показать себя не столь идеальным, но правдивым человеком, и больным это даст пример принятие как положительных, так и отрицательных своих качеств.

В работе с психиатрическими пациентами-правонарушителями арт-терапевт должен быть готов ко всякого рода провокациям и проверкам. Например, один из членов группы может намеренно сообщить арт-терапевту о себе какую-то компрометирующую информацию, а потом выжидает время и проверяет, дошла ли эта информация до врачей, или нет. Конечно, сообщается что-то выдуманное или уже известное врачам ранее, однако арт-терапевт, предположительно, этого не знает. Если раза два арт-терапевт пройдет такое «испытание», больной начинает доверять ему. Не только врачам, но и другим больным не следует сообщать какую-либо информацию друг о друге, которая прозвучала не в группе, а при индивидуальной беседе. Также недопустимо в группе обсуждать ее отсутствующего члена. При проведении группового занятия нужно очень тщательно дозировать свое внимание и пресекать претензии отдельных членов группы на лидерство и особое внимание арт-терапевта. Все внимание одному пациенту может быть уделено дополнительно, после занятия, в ходе индивидуальной терапии. Но и такие индивидуальные беседы лучше проводить по очереди с каждым из членов группы. Безусловно, нужно следить за равноправием членов группы в ходе занятия, чтобы всем было удобно сидеть, хватало изобразительных материалов, было время закончить свою работу и высказаться. Надо следить за тем, чтобы члены группы не перебивали друг друга, не высказывали оценочных, особенно негативных суждений о работах друг друга и т. д.. Таким образом, обычные требования к проведению групповых арт-терапевтических занятий при работе с психиатрическими пациентами, совершившими тяжкие преступления, должны соблюдаться особенно строго и систематически. Возможен приход пациента в группу, но некоторое время он может отказываться что-либо делать. Надо признать право каждого члена группы на свободу самовыражения. «Наблюдатель» в конце занятия может подключиться к общему обсуждению работ.

Материалы и техники, применяемые в ходе занятий

Полезна серия занятий с использованием различных художественных материалов, чтобы показать пациентам диапазон возможностей арт-терапии и определить индивидуальные особенности каждого члена группы и его склонность к определенным способам самовыражения. Наша практика показала, что фактически ни у кого из больных не вызывает затруднений техника коллажа (с использованием журналов и цветной бумаги), создание фигур из фольги, газет и скотча, лепка из пластилина. Лепка из глины может вызывать негативные эмоции у некоторых больных шизофренией, боязнь «запачкаться». Олигофрены, напротив, с большим энтузиазмом отдаются самому процессу создания чего-либо из глиняного порошка и воды. Создание масок, автопортретов в полный рост с обведением силуэта больного возможно при определенном уровне доверия к арт-терапевту и некоторой сплоченности группы, как правило через 5-7 занятий после начала работы новой группы.

Групповая динамика при работе с психиатрическими пациентами выражена слабо. В силу своих особенностей (эгоцентризм, аутизм, подозрительность) они часто малообщительны или не имеют настоящих друзей. Порой не помнят, как зовут других членов группы. Не слушают, что говорят другие, погружены в свои мысли. Безразличны к приходу или отсутствию других членов группы. Арт-терапевту следует по возможности пробуждать интерес больных друг к другу, к адекватному общению, хотя зачастую это бывает малопродуктивно. Психиатрические пациенты здесь живут «каждый сам по себе и каждый сам за себя». Бывают иногда взаимные услуги и взаимопомощь, что арт-терапевту, конечно, следует поощрять, учитывая задачи реабилитации и последующего вхождения душевнобольных в социум.

Постепенно, спустя ряд занятий, каждый член группы находит для себя арт-терапевтическую технику и изобразительные материалы, которые в наибольшей степени подходят именно ему, обеспечивая максимальное самовыражение, удовлетворенность, способствуют повышению самооценки. Так, например, один из членов группы на всех занятиях, что бы ни предлагалось, выражал желание только рисовать, и при этом только простым карандашом. Ему была предоставлена возможность поступать, как он хочет. Это был параноидный шизофреник с выраженными проявлениями аутизма. Врачи выражали сомнение, будет ли он посещать группу. Другие члены группы говорили, что в палате он вообще не разговаривает, они ни разу его не слышали. На группе он общался с арт-терапевтом и отвечал на вопросы по своей изобразительной продукции достаточно адекватно. На данный момент он уже выписан в больницу общего типа по месту прописки в г. Иркутске.

У некоторых членов группы порой возникает желание спонтанного самовыражения в словесной форме (рассказы, стихи) помимо задания-рисунка. В этих случаях арт-терапевт может предоставить пациенту возможность это делать и затем обсудить его произведение. Ниже дается характеристика некоторых больных и особенности их творческой продукции.

Характеристика некоторых пациентов и их работ

Пример 1

Пациент С., 54 года, диагноз «Шизофрения, простая форма». С подросткового возраста стоит на учете в психиатрическом диспансере. Имеет жену, сына. Часто менял места работы. Увлекался охотой, рыбной ловлей. Много лет жил за счет браконьерства. На охоте поссорился с напарником и убил его в драке. Со слов больного, не хотел этого и действовал в целях самообороны. Выстрел произошел случайно. Считает себя осужденным безвинно. Его напарник с детства страдал олигофренией.

С. проявил интерес к фототерапии. Посылал фотографии матери и жене. Из пластилина лепил оружие, применяемое на охоте, а также животных, на которых охотился. Часто в ходе групповых занятий у С. было плохое самочувствие из-за сильных лекарств. С рисованием бывали затруднения. Говорил, что не знает, что нарисовать. В ходе занятия, посвященного предстоящему празднованию Нового Года, попросил разрешения рядом со своим рисунком написать стихи (Рис. 1).

Стихи заинтересовали арт-терапевта. Тогда С. принес общую тетрадь и сказал, что уже несколько лет пишет стихи. Писать начал в заключении. В последнее время пишет мало — «наката нет». Арт-терапевт взял на неделю тетрадь стихов С. для ознакомления. Самооценка С. повысилась, эмоциональный фон улучшился. В ходе последующих занятий группы он вслух прочитал несколько своих стихотворений, которые понравились и другим членам группы. Признал влияние на свое творчество С. Есенина. У нескольких членов группы стихи С. вызвали чувство тоски. Однако интерес и уважение к нему других больных возросло. Особенно печально писать об этом сейчас, так как недавно С. скончался от пневмонии. Он считал, что наказан безвинно и мечтал увидеть свою жену, побывать на природе. Другие члены группы быстро забыли о нем, однако были опечалены известием. Многие проецировали судьбу С. на себя и подумали, что им тоже может угрожать подобная участь.  В качестве примера приведем одно из стихотворений С. и еще один его рисунок (Рис. 2).

На прибрежном своем биваке
Завели рыбаки разговор
Про родные места и луга
И бескрайние дали лесов,
Что крутые реки берега,
Еще помнят и наших дедов.
Помнят в годы тяжелой войны,
Приходила сюда молодежь,
Лес сплавляла рекой для страны,
Несмотря на осенний дождь.
На крутом повороте реки
То и дело бывали заторы.
Шли с баграми сюда старики,
И о жизни вели разговоры.
Но прошло то голодное время,
И настала другая пора.
Той войны сбросив тяжкое бремя,
Здесь сидят рыбаки до утра.
Утром рано, восток озаряя,
Солнца луч пробежал реке,
И дымит тот костер догорая,
Оставляя свой след на песке.

Пример 2

В., 52 года, диагноз «Шизофрения, простая форма». В родительской семье было 11 детей, чем очень гордится. В представлении В., женщина – прежде всего, мать. Его мать была награждена орденом «Мать-героиня». Примечательно, что из пластилина В. на занятиях слепил подобие такого ордена и подарил арт-терапевту, сказав, что все члены группы — ее дети. Имеет высшее образование. Учился в аспирантуре, серьезно занимался спортом, рано женился, и появилась дочь. Спал 4-5 часов в сутки, готовил диссертацию. Пациент говорил, что заболел от перенапряжения и стресса. Потом жена стала, якобы, изменять. Стал алкоголизироваться. В приступе ревности убил мужчину, как он считал, любовника жены.

На принудительном лечении в данной больнице находится уже более 12 лет. Поддерживает отношения с сестрой, у которой не сложилась жизнь из-за мужа-алкоголика. Посылает ей почти всю свою пенсию. Остальным членам семьи он не нужен. Ведет дневник занятий арт-терапевтической группы. В течение недели между занятиями пишет и рисует. Говорит, что живет только за счет творчества. Говорит, что в группе и при общении с арт-терапевтом чувствует себя человеком. Постоянно посещает группу уже около двух лет. Демонстрирует начитанность, относительно высокий общий культурный уровень и самокритичность. В задании «Несуществующее животное» нарисовал себя в виде алкоголика с красным носом. Наблюдался сильный аффект, В. почти плакал. Сказал, что раз в жизни оступился и теперь платит за это.

С удовольствием вспоминает время учебы в институте. Проявил особый интерес к посещению арт-терапевтической группы студентами-психологами. Все время спрашивает арт-терапевта, когда она напишет докторскую диссертацию. Говорит, что из его биографии уже можно сделать диссертацию. Он даст интервью и напишет, как ему помогает жить арт-терапия. Следует признать работы В. осмысленными, неформальными, интересными. Наиболее частые образы — мать, природа, собака, как символ преданности, птица как символ творчества и полета, водопад, море, изображение сердца.

Представляется особенно интересным то, что различные творческие задания выполняются В. не только в ходе занятий группы, но и в течение недельного перерыва между ними. При встрече В. обычно показывает то, что он сделал за время отсутствия арт-терапевта. Таким образом, арт-терапия стимулирует его к творческому, осмысленному проведению времени. Для В. особенно важны обратная связь и общение с арт-терапевтом. В. необходимо чувствовать нужность и полезность того, что он делает, для других людей. В задании «Во что бы меня превратил добрый волшебник» нарисовал водопад, к которому все люди и животные каждый день приходят пить. Благодаря рассказам и энтузиазму В. в группе появляются новые члены. К различным праздникам В. сам рисует открытки, показывает их в группе и потом посылает своим родным и знакомым. Также В. помогает другим больным писать письма и оформлять красочные поздравления.

Пример 3

К., 27 лет., диагноз «Психопатия». Родился в Петербурге, учился в музыкальной школе. Еще в подростковом возрасте стали наблюдаться нарушения поведения. Начал воровать. Была совершена попытка изнасилования и убийства незнакомой женщины в подъезде дома. Получает медикаментозное лечение. К. приходил в кабинет психотерапии, чтобы выбрать себе книги для чтения. Иногда садился за отдельным столом и срисовывал иллюстрации из книг. Осторожно присматривался к занятиям в группе. Услышал поощрение своих рисунков от арт-терапевта и членов группы. Выразил желание заниматься в группе и потом получил на это разрешение своего лечащего врача.

Проявляет большой интерес к занятиям. Не пропускает их. Иногда создает два рисунка вместо одного. В рисунках проявляется своеобразная символика, которую К. сам охотно поясняет. На занятии «Рисунок несуществующего животного» нарисовал «Космическую Джоконду» в сияющем звездном покрывале (Рис. 3).

Рисует также в свободное время, в основном, дома, памятники. К. нравится лепить из пластилина, вырезать маски. Часто полностью погружается в процесс работы и плохо отслеживает проходящее время. Нередко задерживается дольше других с выполнением задания. Сам К. рассказывает только о воровстве как причине своего принудительного лечения. В перспективе стоит задача осознания значимости женских образов в творчестве К., интеграции им своего опыта и коррекция поведения в сторону адаптивности. Семья К. вполне интеллигентная и наследственность не отягощена.

Пример 4

Д., 26 лет, диагноз «Шизофрения, параноидная форма». Учился в Мурманском университете. Мать принуждала выбрать не ту профессию, которую сам хотел. Стал увлекаться зарубежной рок-музыкой. В текстах песен нашел ответы на все волновавшие его вопросы. Основные ценности — любовь и свобода. В песнях нашел поддержку и руководство к действию. Убил мать и брата с использованием ритуальных действий.

Д. крайне самолюбивый, недоверчивый и озабоченный своей внешностью. Хорошо овладел компьютером, уже находясь в больнице. Читал книги по психологии, в частности, «Общую психологию» Рубинштейна.

Для построения доверительных отношений с Д. арт-терапевту пришлось рассказать о своих собственных жизненных ценностях. Д. удивился и обрадовался, что они не противоречат его собственным ценностям. Впоследствии Д. даже советовался с арт-терапевтом по поводу выбора спутницы жизни. Ему удалось познакомиться с несколькими девушками из Петербурга. Он выбрал ту, которая напоминала его самого в юности по поведению и установкам. В настоящее время Д. выписан в больницу общего типа по месту прописки. Перезванивается со своей девушкой и мечтает об их совместной жизни в Петербурге. Запомнились слова Д.: «Я могу быть или очень хорошим или очень плохим. Если меня любят, я покажу себя с наилучшей стороны».

Пример 5

Х., 24 года, диагноз «Олигофрения», инвалид детства. Защищал мать от посягательств на изнасилование и убил пришедшего к ним в гости мужчину. В ходе сессий на любые темы создавал стереотипные образы: дом в деревне, цветок. Гордился своим почерком и с особым старанием подписывал свои работы. Арт-терапевт похвалила его хороший почерк. Х. неусидчив, проявляет излишнюю двигательную активность. Все время теребит что-то в руках, нередко ломает карандаши. При этом ориентирован на создание красивой продукции. Если думает, что у него что-то не получится, отказывается выполнять задание или рисует то, что уже привык, и что ему хорошо удается. Нетерпим к критике. Может срисовать рисунок соседа, но не признает, что у него недостаточно своей фантазии и умения. Налицо старательность, желание одобрения. Есть общечеловеческие ценности. Поэтому, несмотря на низкий интеллектуальный и творческий потенциал, арт-терапия представляется полезной.

Пример 6

Е., 28 лет, диагноз «Шизофрения, простая форма». По собственному желанию стал посещать группу арт-терапии. Был закрытым и формально отвечал на вопросы в рамках группы. Однако сама изобразительная продукция говорила об искренности самовыражения и желании проработать свои проблемы. Как выяснилось впоследствии, вел дневник и в нем описывал групповые занятия и свои мысли и чувства по этому поводу. Е. даже показывали начинающим психиатрам, как редкого больного, способного отслеживать свои психические состояния. Е. читал книги по психологии. Одно время было желание стать психологом, но потом разочаровался в психологии, поняв ее несовершенство и неспособность понять человеческую душу.

Е. убил отца и девушку. Отец унижал, выгонял из дома. После убийства появилось чувство собственной силы и бесстрашия. Хотелось закрепить это состояние, детально описать свои ощущения и издать книгу. Для этого совершил убийство знакомой девушки. Когда был задержан, хотел покончить с собой, чтобы не сидеть 25 лет. Не считает себя больным. Считает, что ему повезло и теперь, через 10 лет, он сможет начать нормальную жизнь. В настоящее время Е. выписан в больницу общего типа по месту прописки. Через год-два ожидает выхода на свободу.

Налаживание контакта с Е. было весьма сложным и многоступенчатым. Он отказывался ходить на группу, когда его приглашали, отказывался фотографироваться («Фотография забирает энергию»). Потребовалось время и возникновение собственного желания Е. посещать группу. После нескольких занятий в группе Е. изъявил желание проводить индивидуальные занятия арт-терапией. В результате оказалось, что именно такая комбинированная форма групповых и индивидуальных сессий была для Е. наиболее продуктивной. Скрытный, самолюбивый и с чувством неполноценности, Е. не раскрывался полностью в группе. Только полное принятие и демонстрация расположения со стороны арт-терапевта позволили Е. раскрыться, в какой-то мере проецируя на арт-терапевта образ матери.

Е. дал почитать свой дневник, рассказал об увлечении литературой. Арт-терапевт решила применить в работе с Е. методику «Серия рисунков». Налицо была динамика: от неодушевленных образов – к одушевленным, от одиноких – к парным, от закрытых и защищенных – к более открытым. Е. признал важность своего прошлого опыта. Смог в какой-то мере осмыслить совершенные им поступки. В индивидуальной работе мы постепенно перешли к обсуждению сновидений Е. и созданию рисунков по ним. Однажды Е. приснилось, что он, как Икар, на крыльях поднялся очень высоко, выше всех, над облаками. Но там его встретил Бог и стал спрашивать о его поступках. Е. проснулся с чувством страха. Обсуждение этого сна стало ключевым моментом в работе с Е.. Он признал, что сам не хочет быть таким, как прежде.

Ряд рисунков создавался Е. в перерывах между сессиями. Однажды арт-терапевт искренне похвалила красивый рисунок Е., и это неожиданно вызвало у него смущение. Потом Е. признался, что уже некоторое время не сам рисует, а срисовывает. Но теперь ему стало стыдно, что он обманул арт-терапевта, и больше он так не будет поступать. Это был еще один переломный момент в ходе индивидуальной арт-терапии. Потом Е. признался, что вообще-то считает себя более способным в вербальной сфере. Он стал создавать маленькие рассказики-зарисовки из жизни отделения больницы и делать собственные рисунки к ним. В настоящее время Е. написано уже более 60-ти рассказов. После выписки в больницу общего типа Е. написал арт-терапевту письмо, в котором благодарил за раскрытие его таланта. Е. писал, что теперь нашел выход своим чувствам в написании рассказов. Это увлечение теперь всегда будет оберегать его от чего-то плохого.

Для Е. характерно создание рассказов в виде геометрических фигур, это он считает собственным «изобретением». Примером может служить миниатюра «Пирамидка».

А!
Что?
Видел!
Пирамидку.
Пирамиду Хеопса.
Ненастоящую, ясно.
А просто – игрушечную.
В парке видел, на площадке.
Там детвора играла, резвилась.
А один отпрыск в песочнице сидел.
Неуклюже сидел и с лопаткой в руке.
И холмик перед ним песочный высился.
«Это что?» — спросил я у мальца полушутя.
«Хопса… пимамида Хопса» — пролепетало дитя.
И его пухленькая мордашка расплылась в улыбке.
Глянул на кроху-зодчего, на его нехитрое сооружение.
И получил я от этого зрелища легкое, живое впечатление.
Отозвалось оно во мне побуждением: создать нечто похожее.
Чтобы, значит, не было обидно за мои творческие способности.
Материал для постройки пирамидки выбрал я совсем необычный.
Точнее: наиболее распространенные средства и обороты русского языка.
В архитектурном отношении рассчитал верные масштабы и размер строки.
Выверил точное расположение на бумаге, подтянул углы, подобрал стороны.
И построил на загляденье красивую, стройную, изящную геометрическую фигуру.

Обсуждение

Порой у медицинского персонала и у меня самой возникают сомнения в эффективности арт-терапии, применяемой в стационаре специализированного типа в отношении психиатрических пациентов, многие из которых имеют тяжелые, хронические психические расстройства, такие, например, как шизофрения или психопатия. Лечение и реабилитация таких больных, достижение ими устойчивой ремиссии или компенсации состояния – дело непростое. Это подтверждается, в частности, тем, что около30% больных после выписки в стационар общего типа снова возвращаются в специализированную психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением.

Большое значение в поддержании достигнутых лечебно-реабилитационных эффектов имеет система амбулаторного психиатрического наблюдения за больными, предоставление им возможности включения в программы долгосрочной медицинской, психологической и социальной поддержки, их занятость, восстановление социальных связей. Хорошо, если у пациента есть жена, мать, родные и близкие, которые могут поддерживать его после выписки из стационара. Одна арт-терапия неспособна, конечно же, спасти человека.

Больница предоставляет пациентам много свободного времени и некоторую стабильность. Как использовать время принудительного лечения – каждый больной для себя решает сам, в том числе, некоторые пациенты находят для себя возможность заниматься саморазвитием, самообразованием. Для этого важна мотивация, которая у многих пациентов на низком уровне. Система психотерапевтических и социотерапевтических мероприятий может в какой-то мере стимулировать больных к содержательной деятельности, развивать те навыки, которые позволят им после выписки адаптироваться в обществе.

Конечно, невозможно ожидать от дефектного шизофреника полета фантазии. Но когда в арт-терапевтической группе пациент после длительного молчания начинает говорить или после недели тоски начинает улыбаться – это производит сильное впечатление. Иногда встреча с больными взглядами и возникающее при этом взаимопонимание являются подтверждением того, что время, которое они провели в арт-терапевтической группе, не прошло даром.

«Как он у вас рисует, он же еле ходит?» «Неужели он это написал, это же не его стиль?» «Он плакал, не может быть!» — такие слова порой звучат из уст персонала больницы. Удивительные открытия и преображения, которые происходят благодаря арт-терапевтически занятиям, являются свидетельствами того, что длительная и требующая большой самоотдачи работа приносит свои плоды.

Литература

  1. Копытин А. И. Работа с психиатрическими пациентами на базе дневного стационара психоневрологического диспансера // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.

  2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Сведения об авторе: Влада Свенцицкая – закончила факультет психологии СПбГУ, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики СПбГУ. Закончила программу постдипломной переподготовки по арт-терапии на базе Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. С 2002 г. совмещает преподавательскую деятельность с ведением арт-терапевтических групп в психиатрической больнице специализированного типа.

Статья предоставлена: ИНОВИДЕНИЕ — Выставка творчества душевно иных

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.